История и экономическая роль НДС. Методы исчисления


Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в РФ, является налог на добавленную стоимость (НДС).

Схема взимания налога на добавленную стоимость была предложена французским финансистом Морисом Лоре в 1954 г.

НДС самый молодой из налогов, формирующих значительную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. В налоговой системе Франции он с 1958 г., в Европейском союзе – с 1967-го.

Однако показатель добавленной стоимости начал использовался в статистических целях значительно раньше. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период нэпа.

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор (1957 г.) о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал меры гармонизации систем косвенного налогообложения (стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения).

Наличие НДС в налоговой системе является обязательным условием вступления в члены ЕЭС, поскольку отчисления определенного процента от поступле­ний НДС в бюджеты стран – членов ЕЭС направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Более того, страны ОЭСР и ЕС применяют различные дискриминационные меры по отношению к продукции стран, в налоговой системе которых НДС отсутствует.

В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г., он заменил налог с оборота. Тем самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Переход к НДС в нашей стране был обусловлен двумя основными факторами:

· ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

· обеспечением стабильного источника доходов в бюджет.

Основная функция НДС – фискальная. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2006 г. составил 20,3 %, в 2007 г. – 23,9%. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ в 2000 г. составила 5,2 %, в 2001 г. – 7 %, в 2005 г. – 6,8 %, в 2006 г. – 5,7 %, в 2007 г. – 6,9 %.

Теоретически НДС определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью матери­альных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Определение добавленной стоимости обусловливает возможность существования различных методов исчисления НДС при одной и той же ее ставке. К ним относятся следующие:

· прямой метод – НДС исчисляется в виде доли от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

· аддитивный методопределяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (зарплате, прибыли и т. д.), затем полученные величины складываются;

· метод зачета (косвенный метод вычитания, метод возмещения).

В России, как и в большинстве стран, для исчисления НДСиспользуется метод зачета.

В отечественных бухгалтерских регистрах не пред­усмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволя­ет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога.

В российском законодательстве с 1 января 2001 г. НДС регулируется гл. 21 НК РФ (ч. 2).

В 2005 г. был принят ряд федеральных законов, которые внесли существенные изменения в правила уплаты и исчисления НДС. Поправки были внесены практически во все статьи гл. 21 НК РФ. Большинство из внесенных изменений вступили в силу с 1 января 2006 г. Но есть и такие, которые стали применяться только с 1 января 2007 г.