Анализ родословных
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
Практическое занятие № 12
Задание для самостоятельной работы студентов.
См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике, 2004
1. Геномные мутации. Стр. 54, № 4, 5, 7.
3. Генные мутации. Стр. 51, № 3(1), 4.
4. Ненаследственная изменчивость. Пенетрантность. Стр. 48-49. №№ 1,2,6.
1. Тема:
Человек как объект генетики. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый
2. Учебные цели:
Знать:
- методы изучения генетики человека;
- основные типы наследования признаков у человека;
- сущность генеалогического метода;
- сущность близнецового метода.
Уметь:
- составлять родословные для анализа характера наследования и прогнозирования вероятности проявления признаков;
- рассчитывать показатели конкордантности для моно- и дизиготных близнецов.
- использовать формулу Хольцингера для определения вклада наследственных и средовых факторов в развитие заболевания.
Владеть:
- методикой составления и анализа родословных;
- методикой вычисления вклада наследственности и среды в развитие многофакторных сложно наследуемых признаков и заболеваний человека.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Основные методы изучения генетики человека.
2. Генеалогический метод. Возможности метода.
3. Условные обозначения и правила составления родословной.
4. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой доминантный и рецессивный, сцепленный с Y-хромосомой. Особенности родословных при разных типах наследования.
5. Сущность близнецового метода. Оценка доли наследственности с применением формулы Хольцингера.
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия – 3 часа.
6. Оснащение.Таблицы: №74 «Методы диагностики хромосомных болезней »; №79 «Условные обозначения при составлении родословной» ;
№83 «Доминантный тип наследования»; №84 «Аутосомно - доминантный тип наследования»; №85 «Аутосомно - рецессивный тип наследования»; №84 «Х - сцепленный доминантный тип наследования. Х - доминантный и Х - рецессивный тип наследования»; №96 «Рецессивный тип наследования, сцепленный с полом»; №102 «Дерматоглифика»; №104 «Наследственность, сцепленная с полом по гемофилии»; №108 «Наследственность и среда. Близнецы»; №109 «Близнецовый метод».
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Не все методы генетики применимы к анализу наследования тех или иных признаков у человека. Однако по исследованию фенотипов нескольких поколений родственников можно установить характер наследования признака и генотипы отдельных членов семей, определить вероятность проявления и степень риска для потомства по тому или иному заболеванию. Метод анализа родословных получил название генеалогического. Он служит основой для проведения медико-генетического консультирования.
Составление родословных имеет свои правила. Лицо, по отношению к которому составляется схема, называется пробанд. Схема составляется при помощи условных обозначений, приведенных в таблице (приложение). Каждое поколение исследуемых лиц располагается в одну строчку и нумеруется римскими цифрами. Члены одного поколения нумеруются арабскими цифрами. После составления схемы проводится анализ, состоящий из нескольких этапов:
1. Определение, наследуемый ли данный признак
2. Определение типа наследования
3. Определение генотипов членов родословной
4. Определение вероятности проявления признаков у потомков
Рассмотрим основные признаки родословных схем для определения типа наследования:
1. Аутосомно-доминантный тип наследования:
· наследование по вертикали
· передача заболевания от больных родителей детям
· здоровые члены родословной имеют здоровых детей
· признак одинаково проявляется у лиц обоего пола
1. Аутосомно-рецессивный тип наследования:
· больные дети рождаются от фенотипически здоровых родителей
· наследование по горизонтали
· признак одинаково проявляется у лиц обоего пола
2. Х-сцепленный тип наследования (рецессивный):
· Болеют преимущественно лица мужского пола
· Больные дети рождаются от фенотипически здоровых родителей, но мать является носительницей гена
· Заболевания женщин возможно, если отец болен, а мать – носительница.
3. Х-сцепленный тип наследования (доминантный):
· Заболевание прослеживается в каждом поколении
· У больного отца все дочери больны
· Больны как мужчины, так и женщины
· У здоровых родителей все дети здоровы
5. Сцепленное с Y-хромосомой наследование (голандрическое) характеризуется тем, что признак встречается у мужчин во всех поколениях