Сцепленное наследование генов и признаков. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.
Практическое занятие №10
Задание для самостоятельной работы студентов
Решение типовых и ситуационных задач
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
См. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.
1. Ди- и полигибридное скрещивание. Стр. 19 (разобрать образец решения задач), стр. 20, №№ 1, 2, 6 и др. (устно), стр. 22, №11.
2. Комплементарность. Стр. 44-45, №№ 8, 10.
3. Эпистаз. Стр. 44, №№ 5,6.
4. Полимерия. Стр. 45, №11, стр. 46, №14.
5. Плейотропное действие генов. Стр. 33, №2, стр. 34, №7.
См. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.
1. Ди- и полигибридное скрещивание. Стр. 20-22, 4, 7. 10.
2. Комплементарность. Стр. 44-45, №№ 7,9.
3. Эпистаз. Стр. 43, №№ 1-3.
4. Полимерия. Стр. 45, №12.
5. Плейотропное действие генов. Стр. 34, №4, 6
1.Тема:
2. Учебные цели:
Знать:
- механизмы наследования генов, локализованных в одной хромосоме и образующих одну группу сцепления;
- механизм кроссинговера;
- генетический состав половых хромосом человека;
- механизмы дифференцировки пола;
- первичные и вторичные половые признаки человека.
Уметь:
- решать типовые задачи на сцепление генов и кроссинговер;
- прогнозировать вероятность проявления в потомстве признаков при сцепленном наследовании;
- анализировать особенности развития вторичных половых признаков;
- решать типовые и ситуационные задачи на сцепленное с полом наследование.
Владеть:
- методикой решения типовых и ситуационных задач на сцепленное наследование;
- методикой прогнозирования вероятности проявления у детей признаков и наследственных заболеваний в семьях супружеских пар, отягощенных наследственной патологией, сцепленной с половыми хромосомами.
3.Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Причины отклонения от законов Менделя.
2. Особенности наследования генов, расположенных в одной хромосоме. Сцепленное наследование у дрозофилы (опыты Моргана).
3. Полное и неполное сцепление генов.
4. Кроссинговер и рекомбинация генов.
5. Формула расчета частоты рекомбинации.
6. Основные положения хромосомной теории наследственности.
7. Линейное расположение генов в хромосоме.
8. Цитологические карты хромосом.
9. Генетика пола. Морфология половых хромосом. Гены, сцепленные с Х-хромосомой и с Y-хромосомой.
10. Способы определения пола у животных и человека (прогамное, эпигамное, сингамное).
11. Механизм дифференцировки пола у человека. Первичные и вторичные половые признаки.
12. Синдром тестикулярной феминизации (с-м Морриса) как пример нарушения половой дифференцировки.
13. Закономерности сцепленного с полом наследования. Примеры заболеваний человека, наследуемых сцепленно с половыми хромосомами.
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа.
6. Оснащение.Таблицы: №№69, 70, 71, 72, 90, 91, 92, 93, 94, 95. Генная карта хромосом человека, Генетические и цитогенетические карты хромосом, картирование хромосом человека, Кроссинговер, Сцепленное наследование, Генетическая рекомбинация при сцеплении, Сцепленное с полом наследование, Хромосомный механизм определения пола, Половые хромосомы; Сборник задач по биологии и медицинской генетике; обучающая компьютерная программа ROSH.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.