Сцепленное наследование генов и признаков. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.


Практическое занятие №10

Задание для самостоятельной работы студентов

Решение типовых и ситуационных задач

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

 

 

См. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.

1. Ди- и полигибридное скрещивание. Стр. 19 (разобрать образец решения задач), стр. 20, №№ 1, 2, 6 и др. (устно), стр. 22, №11.

2. Комплементарность. Стр. 44-45, №№ 8, 10.

3. Эпистаз. Стр. 44, №№ 5,6.

4. Полимерия. Стр. 45, №11, стр. 46, №14.

5. Плейотропное действие генов. Стр. 33, №2, стр. 34, №7.

См. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.

1. Ди- и полигибридное скрещивание. Стр. 20-22, 4, 7. 10.

2. Комплементарность. Стр. 44-45, №№ 7,9.

3. Эпистаз. Стр. 43, №№ 1-3.

4. Полимерия. Стр. 45, №12.

5. Плейотропное действие генов. Стр. 34, №4, 6

 


1.Тема:

 

2. Учебные цели:

 

Знать:

- механизмы наследования генов, локализованных в одной хромосоме и образующих одну группу сцепления;

- механизм кроссинговера;

- генетический состав половых хромосом человека;

- механизмы дифференцировки пола;

- первичные и вторичные половые признаки человека.

Уметь:

- решать типовые задачи на сцепление генов и кроссинговер;

- прогнозировать вероятность проявления в потомстве признаков при сцепленном наследовании;

- анализировать особенности развития вторичных половых признаков;

- решать типовые и ситуационные задачи на сцепленное с полом наследование.

Владеть:

- методикой решения типовых и ситуационных задач на сцепленное наследование;

- методикой прогнозирования вероятности проявления у детей признаков и наследственных заболеваний в семьях супружеских пар, отягощенных наследственной патологией, сцепленной с половыми хромосомами.

3.Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Причины отклонения от законов Менделя.

2. Особенности наследования генов, расположенных в одной хромосоме. Сцепленное наследование у дрозофилы (опыты Моргана).

3. Полное и неполное сцепление генов.

4. Кроссинговер и рекомбинация генов.

5. Формула расчета частоты рекомбинации.

6. Основные положения хромосомной теории наследственности.

7. Линейное расположение генов в хромосоме.

8. Цитологические карты хромосом.

9. Генетика пола. Морфология половых хромосом. Гены, сцепленные с Х-хромосомой и с Y-хромосомой.

10. Способы определения пола у животных и человека (прогамное, эпигамное, сингамное).

11. Механизм дифференцировки пола у человека. Первичные и вторичные половые признаки.

12. Синдром тестикулярной феминизации (с-м Морриса) как пример нарушения половой дифференцировки.

13. Закономерности сцепленного с полом наследования. Примеры заболеваний человека, наследуемых сцепленно с половыми хромосомами.

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа.

 

6. Оснащение.Таблицы: №№69, 70, 71, 72, 90, 91, 92, 93, 94, 95. Генная карта хромосом человека, Генетические и цитогенетические карты хромосом, картирование хромосом человека, Кроссинговер, Сцепленное наследование, Генетическая рекомбинация при сцеплении, Сцепленное с полом наследование, Хромосомный механизм определения пола, Половые хромосомы; Сборник задач по биологии и медицинской генетике; обучающая компьютерная программа ROSH.

 

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.