Практическая работа


Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Правила оформления лабораторной работы

 

Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки - лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, форму отдельных структур, их взаимное расположение. Для выполнения зарисовок необходимо иметь альбом (оптимальный формат 30X21 см) и карандаши (простой и цветные).

Поскольку рисование на занятиях по биологии не самоцель, а метод изучения объекта, при зарисовке следует придерживаться ряда правил.

1.Рисовать необходимо простым карандашом. Разукрашивать рисунок рекомендуется цветными карандашами, но не фломастерами или авторучками, на одной стороне листа (рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся).

2.До начала зарисовки вверху страницы необходимо написать дату и название темы. Если изучается зоологический объект, надо указать название типа, подтипа и класса, к которому он относится в соответствии с международной номенклатурой. Каждое из этих названий (тип, подтип, класс) пишется на отдельной строке на русском и латинском языках.

3.Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы его детали были хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3-4 рисунков.

4.Главное требование к рисунку - правильное отображение формы, цвета, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.). Правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование - показать индивидуальные особенности объекта, т. е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку. Это очень важно, так как приучает будущего врача к наблюдательности, учит видеть, наряду с общим, индивидуальное.

6.Вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа.

7.К каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку можно выполнять простым карандашом или авторучкой.

8. После завершения лабораторной работы необходимо тщательно убрать рабочее место.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

 

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

 

1. Приготовление временного препарата «Клетки пленки лука»

Для того, чтобы приготовить временный препарат с пленкой лука, снимите пинцетом толстую чешую лука, а с ее внутренней стороны - тонкую прозрачную пленку. Ножницами отрежьте небольшой кусочек пленки (0,5 см), поместите ее в каплю воды на предметное стекло, аккуратно расправьте края иголкой. Затем окрасьте слабым раствором йода и накройте покровным стеклом. Избыток жидкости удалите фильтровальной бумагой.

Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. На препарате видны тесно прилегающие друг к другу клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, покрытые плотной оболочкой. Как правило, в клетке можно видеть округлое, довольно крупное ядро, окрашенное йодом в желто-коричневый цвет.

Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите двухконтурную оболочку клетки и обратите внимание на ее толщину. Внимательно присмотревшись, заметите зернистую структуру цитоплазмы. Ядро обычно занимает срединное положение и имеет округло-овальную форму. Иногда оно смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно-два ядрышка.

 

2. Микроскопический анализ постоянного микропрепарата «Клетки эпителия кожи лягушки»

Сравните величину и форму клеток эпителия кожи лягушки и клетки пленки лука. Обратите внимание на сходства и различия между растительными и животными клетками:

а) у клеток растений имеется упругая и прочная оболочка;

б) значительно развит вакуолярный аппарат, в большей степени определяющий осмотические свойства клетки;

в) существование пластид, способствующих прохождению первичного синтеза органических веществ из углекислого газа и воды под влиянием солнечной энергии;

г) преобладание в клетках синтеза над процессом освобождения энергии, ведущее к накоплению в них запасных веществ;

д) клеточный центр - постоянный органоид клеток животных, отсутствующий в клетках высших растений;

е) цитокинез у растительных клеток происходит путем образования клеточной перегородки, а у животных клеток – путем формирования борозды деления.

Сначала найдите на готовом препарате участок кожи лягушки, окрашенный в сине-фиолетовый цвет. Затем положите препарат так, чтобы объект находился в центре предметного столика, и рассмотрите при малом, а потом при большом увеличении. Форма клеток многоугольная, оболочки, тонкие, вакуолей нет, цитоплазма равномерно заполняет всю клетку. В центре расположено ядро округлой формы.

3. Микроскопический анализ постоянного микропрепарата «Клетки крови лягушки»

Рассмотрите готовый окрашенный препарат крови лягушки при малом и большом увеличении. Все поле зрения покрыто клетками. Основную массу клеток составляют эритроциты, имеющие овальную форму, розовую окраску цитоплазмы и продолговатое ядро сине-фиолетового цвета. Среди эритроцитов иногда встречаются лейкоциты. Они отличаются от эритроцитов округлой формой и строением ядра, которое разделено на сегменты (нейтрофилы) или имеет круглую форму (лимфоциты). Обратите внимание, что в животных клетках в отличие от растительных клеток клеточные оболочки почти незаметны. Для зарисовки выберите участок препарата, где клеточные элементы расположены не слишком плотно.

4. Микроскопический анализ постоянного микропрепарата «Клетки крови человека»

 

Рассмотрите постоянный микропрепарат «Мазок крови человека» при малом, а затем большом увеличении. На фоне бесцветной плазмы видны розовые, шаровидные эритроциты, имеющие вид круглых двояковогнутых дисков. Ядро в эритроцитах всех млекопитающих отсутствует. Лейкоциты обнаруживаются реже, они имеют фиолетовые ядра различной формы, крупнее эритроцитов.