Тема 3. Родовая неспециализированность как предпосылка свободы человека


Введение

Р а з д е л 2. Онтологические предпосылки свободы человека

Специфичность понятия свободы характерно только для человека как биологического вида. Свобода образа жизни являются характеристической чертой человеческогосознания, его деятельности и развития. Термин «свобода образа жизни» обозначает наличие у человека возможности выбора своего решения и поступка в тех условиях, в которые он попадает. Свобода выбора образа жизни есть необходимое условие развития и трансформации человека как биологического вида.

Термин «онтологические предпосылки (или основания)» в философской науке заключает в себе понятие основ существования человека; сущностные предпосылки его сознания и бытия, от которых человек не может избавиться, не разрушив себя, своё естество. То есть онтологические предпосылки – это естественно присущие свойства, которые изначально даны человеку природой и обеспечивают условия свободного выбора образа жизни.

К онтологическим предпосылкам относятся четыре основных признака - родовая неспециализированность человека, наличие процесса онтогенеза человека, сознание рефлексивного уровня, индивидуализация человека.

Свобода образа жизни человека и ее четыре сущностных онтологических составляющих обладают двойственной функцией: являются предпосылкой и результатом индивидуального и исторического развития человека в антропогенезе (эволюционном развитии человека как биологического вида) и антропосоциогенезе (эволюционном развитии человеческого общества). Как предпосылка онтологические характеристики свободы заложены в основу существования человека и, обладая свойством развития, онтологические характеристики ступенчато трансформируются, создавая как результат новый уровень существования человека.

 

Родовая (видовая) неспециализированность – это отсутствие у человека как биологического вида (рода) общего для всех особей образа жизни, которым обладают все другие существа биосферы Земли на основе видовой специализации. Родовая неспециализированность присуща только человеку.

Природой человеку даны две его составляющие структуры - физическое и психическое тела, изначально не обладающие общевидовой специализацией для какого-либо определенного образа жизни, но имеющие индивидуальную генетическую программу с определенным набором задатков для самостоятельного развития. В связи с наличием индивидуального генотипа и родовой неспециализированности человек в течение всей жизни находится в процессе поиска и постоянного выбора своей цели и способов её достижения. Выбор своего предназначения, больших и малых целей человек всегда осуществляет сам, осознанно предпочитая какой-либо вариант другим. Влияние обстоятельств, в которых выбор осуществляется, всегда является косвенным по отношению к результату выбора, так как в одинаковых условиях лица с разным уровнем развития сознания делают разный выбор.

В.В.Шаронов (1997) рассматривает родовую неспециализированность двояко: 1) как объективно существующую возможность человека сделать себя самому и 2) как способ компенсировать изначальное отсутствие определенного образа жизни (так как до человека все существа обладали предопределенным образом жизни – например, как муравьи или медведи).

Адаптация к конкретным условиям как процесс реализации свободного выбора.

Адаптация как терминологическое понятие и как фактический процесс включает в себя прежде всего перестройку структур сознания (первичная перестройка) и физического тела (вторичная перестройка) под влиянием различных факторов воздействия (условий среды). Первичность перестройки сознания реализуется в эмоциональных и психических реакциях на этапах принятия решений. Одновременно или с некоторой отсрочкой реализуется вторичная перестройка клеточно-тканевых процессов физического тела. Состоявшаяся достаточная перестройка человека обеспечивает его существование на новом функционально качественном уровне и соответствует адекватной адаптации в новых условиях. Сохранность результатов первичной и вторичной перестроек имеет различную индивидуальную продолжительность и зависит от целевых жизненных установок, выбираемых человеком.

Принципиальная родовая необоснованность человека в биосфере – это отсутствие в генетической программе человека изначальной привязки к узким рамкам внешних и внутренних обязательных условий существования. Данная характеристика человека является производной от первой онтологической предпосылки – родовой неспециализированности Homo sapiens.

Критерии необоснованности человеческого рода: а) отсутствие фиксированного положения в биосфере Земли (Вселенной-?) и наличие косвенного (опосредованного) отношения ко всей Природе; б) отсутствие обоснованного бытия в мире вещей (положение относительно «второй природы», созданной самим Человеком).

На основе самоощущений человек дистанциирует себя от остальных объектов Природы, так как вычленяет прежде всего свои отличия и возможности. В биосфере человек вездесущ, не фиксирован к какой-либо зоне. Вездесущность человека усиливается его возможностями не только приспособить элементы естественной Природы к своим потребностям (такое свойство есть и у других существ), но и рукотворно переустроить их, создав искусственные, до того не существовавшие элементы, которые образовали «вторую природу» существования человека. Более того, создание для себя «второй природы» является жизненной необходимостью человека. без которой человек как биологический вид не имеет возможности выжить.

Не имея по родовой сущности фиксированного положения в биосфере, человек не прибрел фиксированность (обоснованность) и среди вещей созданной им «второй природы». Это становится понятным, если осознать происхождение, целостное строение и предназначение человека. Если не отрицать космизм создания и развития биосферы, и в том числе человека (В.И.Вернадский), то процесс биологической эволюции включает в себя эволюцию сознания. Сознание человека является его основной структурной частью, и, следовательно, эволюционирует в процессе жизнедеятельности человека. Интенсивность развития сознания соотносится с интенсивностью процессов жизнедеятельности человека.

Основа бытия человека – самопоставленность и самополагание.

Самопоставленность - это видовое (родовое) свойство человека иметь индивидуально поставленный жизненный спектр возможностей (генетические задатки). Самополагание - понимание необходимости самостоятельно осознанной деятельности (так как только такой способ деятельности создает основу развития себя).

Бытийная «несвобода» человека» (зависимость от мира вещей и явлений) является результатом недостаточной силы внутреннего духовного мира, желания сформировать состояние внутренней стабильности через привязки к реально (ощущаемо) существующим внешним объектам.

В настоящее время рассматриваются две идеи основания бытия человека. Первая идея – идея безосновности бытия (объективного, физического) - базируется на постулате нефиксированного положения человека в мире природы и вещей (принципиальной родовой необоснованности). Эта идея логично приводит к идее самостоятельного существования сознания, с трансценденцией за пределы бытия (сознание вне физического тела человека). Вторая идея - идея многоосновности бытия человека - более рациональна, и рассматривается как идея мысленного выбора реального варианта поведения человека, выхода за пределы каждой данной конкретной жизненной ситуации путем воображаемого создания вариантов новой ситуации, более адекватно отвечающей интересам и целям действующего человека. Выбор идеи основности бытия равнозначен выбору мировоззренческой позиции, то есть самоопределению себя и своего места в мире.

 

Контрольные вопросы к теме 3.

1. Философское понятие термина «онтологические основания».

2. Специфичность состояния свободы для человека как биологического вида.

3. Понятие «родовая неспециализированность» - определение, функциональная

характеристика; значение для человека как биологического вида.

4. Понятие «родовая безосновность» - определение, функциональная

характеристика; значение для человека как биологического вида.

5. Взаимосвязь родовой неспециализированности и свободы деятельности человека.

6. Бытийная «несвобода» человека как социальное явление.