Программное обеспечение


Информационные системы

Обратная связь и контур управления системы

Если для системы свойственно поддерживать устойчивое состояние, это осуществляется с помощью обратной связи. Информация об изменяющихся «критических» характеристиках и состояниях системы возвращается в виде входных данных в ее регулирующие элементы; анализ этих данных может инициировать воздействие на другие характеристики системы и восстановить ее общее приемлемое состояние.

Обратная связь чаще бывает отрицательной («помещение перегрелось — откроем форточку»), но возможны и варианты положительной связи.

В качестве носителя данных большей частью используются сигналы.

Для реализации обратной связи в системе создается контур управления по следующей схеме:

— субъект управления (человек, автомат, социум) Þ

— управляющее воздействие Þ

— управляющие сигналы Þ

— преобразование сигналов Þ

— канал передачи сигналов Þ

— преобразование сигналов Þ

— объект управления (человек, машина, процесс) Þ

— признаки восприятия объектом сигналов субъекта Þ

— новая информация о состоянии системы Þ

— новое управляющее воздействие.

Сигналы от субъекта управления к объекту и сигналы обратного направления обычно передаются по разным каналам. От качества этих каналов (пропускная способность, помехоустойчивость, защищенность) существенно зависят критические характеристики системы в целом.

Эти системы предназначены для накопления, упорядочения, хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. Они широко распространены. В частности, в нашем Университете такой системой является ЭУМК — электронный учебно-методический комплекс, ориентированный на аудиторную и самостоятельную учебную работу студентов. Его интерфейс (система общения с пользователем) достаточно прост, что особенно важно для публичных (рассчитанных на массового пользователя) систем. Вводится в эксплуатацию информационная система библиотечных ресурсов «Ирбис».

Программное обеспечение является неотъемлемой частью компьютерной вычислительной системы (ВС). Программное обеспечение (ПО) выполняет основные функции управления всеми аппаратными средствами ВС в процессе обработки информации.

ПО разделяют на системное и прикладное.

Системное ПО предназначено для организации выполнения заданий по обработке информации, для автоматизации разработки прикладных программ, для эксплуатации и технического обслуживания аппаратных средств ВС.

Прикладное ПО непосредственно предназначено для решения задач обработки данных.

Основной, базовой частью системного ПО является операционная система (ОС) — совокупность программных средств для управления выполнением прикладных программ, в том числе в условиях многозадачной работы, управления вводом-выводом данных, обеспечения диалога с пользователями.

Современные ОС дополнительно оснащены полезными встроенными прикладными программами общего назначения (для работы с текстами средней сложности, графикой среднего уровня качества, простейшими расчетами и др.), мощными программами для работы с файловой системой и иными полезными компонентами.

Под управлением ОС работают драйверы — специальные служебные программы для совместной работы с периферийными устройствами ВС.

Изучение операционных систем будет проводиться на II курсе в рамках дисциплины «Операционные системы, среды и оболочки».

Из других компонентов системного ПО назовем инструментальное ПО, предназначенное для разработки компонентов прикладного ПО; в частности, к нему относятся системы программирования на языках высокого уровня.

Состав прикладного ПО зависит от характера работ, выполняемых на данной ВС. Как правило, он включает комплект программ офисного назначения (для работы со сложными текстами, расчетами, базами данных, графикой и т. д.), программы для работы в Интернете. Остальные компоненты включаются в состав ПО при появлении соответствующих задач обработки информации.