Виды и роль планирования на разных уровнях управления


Контроль

Мотивация

Организация

Планирование

Отвечает на 3 вопроса:

1) где мы находимся в настоящее время (анализ ситуации)?

2) куда мы хотим двигаться (желаемые цели организации)?

3) как мы собираемся сделать это стратегия, замысел)?

Организовать дело значит создать некоторую организацию. Создать организацию значит спроектировать организацию и наполнить её ресурсами. Спроектировать организацию значит установить состав должностей и структурных подразделений, а также установить организационные отношения (взаимосвязи) между должностями и структурными подразделениями.

Функция мотивации заключается в том, чтобы сотрудники выполняли работу в соответствии с планом.

Мотивация – создание внутреннего побуждения у сотрудника к действию.

Функция контроля имеет три аспекта:

1) установление стандартов, то есть точное определение целей и результатов во времени;

2) измерение фактического результата;

3) сравнение достигнутого с установленными стандартами и, при необходимости, принятие корректирующих действий.

«Для успеха в бизнесе необходимо стратегические цели превратить в конкретные планы по их достижению и сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы».

П. Друкер

1) Стратегические цели – нужно уметь их ставить; если их нет, то нет и успеха

2) Конкретные планы – они вытекают из цели, а не сами по себе

3) Ресурсы – самый тяжёлый момент – сконцентрировать ресурсы

Если всё это удаётся – успех неприменно будет.

План – заранее определённое направление действий.

Любой план включает три обязательных момента:

1) действие, работа – что должно быть сделано;

2) указание исполнителя – кто будет делать;

3) указание срока исполнения – когда.

Планы принято классифицировать по признаку «горизонт планирования».

Горизонт планирования – продолжительность планируемого интервала.

В разных отраслях и в разных организациях горизонты планирования отличаются друг от друга. Горизонт планирования выбирается с точки зрения завершённости, чтобы успели проявиться результаты, предусмотренные в планах.

Например, в лесопосадках горизонт планирования должен быть такой, чтобы роща выросла и результаты проявились – не менее 15 лет; в производстве мебели – 1 неделя и более. Таким образом, горизонт планирования неоднозначен.

Различаюттри вида планов:

1) долгосрочные планы: горизонт планирования – от одного года до 15 лет; к этому же примыкают стратегические планы;

2) среднесрочные планы: горизонт планирования меньше года или год; к этому виду планов примыкают: технико-экономическое планирование, тактические планы;

3) краткосрочные планы – менее одного квартала, в массовом производстве – до ……………; оперативные планы, оперативно-календарные, календарные.

Отличие долгосрочного и стратегического планирования(по горизонту планирования совпадают)

Долгосрочные планы экстраполируют сложившиеся тенденции на будущее, т.е. планирование идёт из прошлого в будущее (например, структура себестоимости, структура цен).

Стратегическое планирование предполагает вариантность развития событий, поэтому разрабатывают несколько вариантов: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный планы.

Кроме того, стратегические планы корректируются по результатам первого этапа.

Долгосрочное планирование очень хорошо было развито в СССР.

Рис. Роль планирования на разных уровнях управления организацией

 

 

- стратегическое планирование

- тактическое планирование

- оперативное планирование

 

{значимость данного вида планирования обозначается величиной стрелки}

 

Комментарий к рисунку:

Современные концепции планирования конца XX века – руководители всех уровней имеют свою точку зрения и интересы по отношению ко всем видам планирования. В идеале все краткосрочные и среднесрочные планы должны быть основаны на стратегическом плане организации и интегрированы в нём.

 

5.3. Состав планов современной организации [4]

 

 

 

q план диверсификации – план по освоению новой продукции

q ликвидационный план – план снятия с производства

q план закупок – план МТС

q тактические планы – цели оптимального функционирования: получение максимальной текущей прибыли

q план развития организации – цели развития: сохранение конкурентоспособности на будущее (см. 3.4 и 3.5)