Правовой статус космических объектов


Правовой статус космонавтов

В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматри­вают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.

Принцип неприсвоения космического пространства не исключа­ет осуществления суверенных прав государства в отношении деятель­ности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в кос­мическом пространстве.

Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические кораб­ли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.

В случае аварии или вынужденной посадки космического кораб­ля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник дого­вора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществив­шие запуск, и Генерального секретаряООН и принимает все меры по спасанию космонавтов.

Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также кос­мический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по об­наружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

 

Право собственности на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняется, и они подлежат возвращению за счет государства регистрации. Сказанное относится ко всем видам космических аппаратов, космическим станциям, геофизическим спутникам.

Особенно широко используются спутники связи, имеющие большое экономическое и военное значение. Они породили немало сложных вопросов: о распределении частот, о защите радиосвязи, обисключении помех и др. Сложно обсуждалась проблема геостационарной орбиты; расположенные на ней аппараты способны распространять свое действие на 40% территории Земли, поэтому орбита оказалась переполненной. На Всемирной радиоконференции 1983 г. было решено, что каждая национальная радиоадминистрация может иметь спутники только в определенном пространстве и диапазоне частот.

Особенно остро проходила выработка правил, относящихся к прямому радио- и телевещанию. Декларация Генеральной Ассамблеи по этому вопросу 1982 г. одобрила следующие принципы:

– консультации между передающими и принимающими государствами;

– предварительное извещение будущих принимающих государств и консультации с ними.

В отношении аппаратов дистанционного зондирования Земли имеется резолюция Генеральной Ассамблеи 1986 г. Суть её в том, что зондирование не должно наносить ущерб законным интересам и правам государства объекта зондирования. Эта деятельность должна осуществляться в интересах всех стран. Полученные данные сообщаются Генеральному секретарю ООН.