Международного космического права


Понятие, принципы, источники

Международное космическое право

Тема 20.

 

Международное космическое право– отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Практическое освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли международного космического права связывается с запус­ком 4 октября 1957 г, первого советского искусственного спутника Земли.

В разработке правовых основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различ­ных программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистан­ционного зондирования для археологических исследований, ФАО участ­вует в программах обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной безопасности в мировом масштабе.

Источниками юридических норм отрасли являются договоры и обы­чаи, касающиеся космического пространства и деятельности в нем субъ­ектов международного права.

Особое место среди источников отрасли занимает Договор о принци­пах деятельности государств по исследованию и использованию косми­ческого пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 ян­варя 1967 г. (далее – Договор 1967 г.), закрепивший специальные прин­ципы новой отрасли, определивший ее особенности, связанные со спе­цификой объекта регулирования, кругом субъектов, допускаемых к кос­мической деятельности, в подходе к проблеме ответственности. Договор 1967 г. определил взаимосвязь деятельности в космосе с дру­гими глобальными проблемами, в первую очередь – с сохранением мира, разоружением, обеспечением экологической безопасности.

Договор 1967 г. является блестящим примером кодификации и про­грессивного развития международного космического права. Его положе­ния создали правовую базу для целого ряда институтов отрасли, полу­чивших дальнейшую регламентацию в последующих конкретизирующих источниках. К ним относятся: Соглашение о спасании космонавтов, воз­вращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космиче­ское пространство от 22 апреля 1968 г. (далее - Соглашение 1968), дополнившее ст. V Договора 1961 г.; Конвенция о международной ответст­венности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. (далее – Конвенция 1972 г.), конкретизировавшая ст. VI и VII Договора 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в ко­смическое пространство от 14 января 1975 г. (далее – Конвенция 1975 г.), развивающая ст. VIII Договора 1967 г. и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. (далее – Соглашение 1979 г.).

Условно к источникам отрасли можно отнести отдельные положения договоров, затрагивающих в той или иной мере космическую деятель­ность: например, Московский договор о запрещении испытаний ядерно­го оружия в атмосфере, космическом пространствуй под водой 1963 г., Конвенция о запрещении использования природной среды в военных или любых иных враждебных целях 1977 г., Конвенция об оперативном опо­вещении о ядерной аварии 1986 г., уставы международных космических организаций, многосторонние и двусторонние договоры.

Для молодой отрасли характерно наличие обычных норм; до сих пор регулируются обычным правом вход и выход космических объектов че­рез суверенное воздушное пространство иностранных государств при запуске, переход на другую орбиту или при посадке, определение верх­ней границы государственного суверенитета и, таким образом, нижней границы космического пространства.

Целый ряд отношений государств в области космического сотрудни­чества регулируется морально-политическими нормами, принимаемыми, прежде всего, в рамках международных организаций: в 1984 г. Генераль­ная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила "Принципы использо­вания государствами искусственных спутников Земли (ИСЗ) для между­народного непосредственного телевизионного вещания"; в 1992 г. приня­та без голосования резолюция «Принципы использования ядерных ис­точников энергии в космическом пространстве»; разрабатывается проект резолюции о принципах, касающихся международного сотрудничества в мирных целях. Отмечается также наличие этических норм. Они упоми­наются в рабочем документе «Вопросы правового режима аэрокосмиче­ских объектов», внесенном Россией в юридический (правовой) подкоми­тет Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу в 1994 г. Так, установилась практика при пролете космического объекта над террито­рией иностранного государства на высоте менее 100 км делать уведом­ления о таком пролете.

Объектом отрасли международного космического права являются отношения государств, других субъектов международного права, связан­ные с деятельностью в космосе: установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметами конкретных отношений, опре­деляемых договорами и обычаями, являются действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например, космическое простран­ство, небесные тела, их ресурсы и др.

Субъектами отрасли международного космического права являются, прежде всего, государства. Поскольку космос является достоянием всего человечества, потенциально субъектами отрасли являются государства независимо от их участия в практическом исследовании и использовании космоса или даже их участия в договорах отрасли. Так; с в преамбуле и ст. I Договора 1967 г. отмечается общая заинтересованность всего чело­вечества в космическом сотрудничестве на благо и в интересах всех стран. Тем не менее, по особенностям правового статуса в рамках отрас­ли различают государство регистрации космического объекта, запус­кающее государство, государство, участвующее в запуске, в том числе участвующее в проектировании, конструировании, изготовлении или оснащении объекта, государство-эксплуатант, государство, с территории или установки которого запускается космический объект.

Международные межгосударственные (межправительственные) ор­ганизации могут быть участниками правоотношений и субъектами от­расли только тогда, когда большинство их государств-членов являются сторонами Договора 1967 г. и других универсальных отраслевых догово­ров. Такое ограничение справедливо и обусловлено повышенной опасно­стью космической деятельности, а также необходимостью распростране­ния на все ее виды и формы ведущих норм отрасли, закрепленных в ба­зовых документах, поскольку сами международные организации к уча­стию в договорах по космосу не приглашались.

В остальном их деятельность определяется уставными документами, предоставляющими им достаточно широкие полномочия: они могут иметь собственные спутники, заключать соглашения с государствами о запуске, выводе их на орбиту и управлении ими, приобретать, арендо­вать или отчуждать имущество, связанное с космической деятельностью, нести ответственность за ее последствия.

Наиболее активно участвуют в освоении космоса международные ор­ганизации системы ООН, организации, созданные строго на региональ­ной основе (например, Европейское космическое агентство – ЕКА, Арабская организация спутниковой связи – АРАБСАТ) или многосто­ронней основе (Международная организация спутниковой связи ИНТЕЛСАТ, Международная организация морской подвижной спутни­ковой связи – ИНМАРСАТ и др.).

На основе межгосударственных соглашений создаются неправитель­ственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе (например, европейский кон­церн «Арианспейс» и др.); однако и здесь необходимым условием допус­ка их к космической деятельности является контроль и ответственность государств - участников Договора 1967 г.

В ряде стран уже принято законодательство о коммерческой деятельности в космосе. Так, в США действуют Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерческой кос­мической деятельности и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (оба в 1984 г.), в Великобритании и Швеции дейст­вуют законы о космическом пространстве (соответственно 1982 г. и 1976 г.), в России приняты в 1993 г. Закон «О космической деятельно­сти» (с дополнениями 1996 г.) и Постановление Правительства РФ «О лицензировании космической деятельности» 1996 г.