Меры укрепления доверия


Меры укрепления доверияв качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и конт­рольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционирован­ного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60–70-х годах принятием ряда соглашений (об ус­тановлении линий прямой связи, об ограничении военной дея­тельности, о предотвращении ядерной войны в результате несанкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистичес­ких ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопас­ности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления дове­рия успешно осуществляются на региональном уровне. Это подтверждают некоторые документы СБСЕ, которые представ­ляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как института права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой военной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен До­кумент по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предва­рительных уведомлениях о крупных военных учениях сухо­путных войск с участием более 25 тыс. человек; о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; о содействии обменам по роенной линии, включай визиты во­енных делегаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепле­ния доверия получили в Документе Стокгольмской конферен­ции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоруже­нию в Европе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990 г.).

Эта документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и воору­женной. Предусмотрены: ежегодный обмен информацией о во­енных силах (в отношении военной организации; личного со­става, основных системах вооружения и техники) в зоне при­менения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отно­шении опасных инцидентов военного характера.

Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиа­баз, обмены и визиты между представителями военного руко­водства, между военными учреждениями,, посещение учебных занятий, обмены между командирами и офицерами командно­го состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контак­ты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В ча­стности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях дается уведомление в письменном виде всем членам ОБСЕ по дипломатическим каналам за 42 дня или более до начала воен­ной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен еже­годными планами военной деятельности государств, которые передаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие ведение военной деятельности с участием более 40 тыс. чело­век, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласован­ных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме инспекции.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китай­ской Народной Республикой. Имеются в виду два документа: Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1390 .г., и Меморандум о взаимопонимании между Правительством Рос­сийской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по этим же вопросам от 18 декабря 1992 г. В соот­ветствии с Соглашением Стороны путем консультаций разра­батывают эффективные меры; по укреплению доверия в районе границы: отказ от проведения военных учений, направленных против другой Стороны, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск, пригла­шение наблюдателей Сторон на военные учения, согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоци­рование боевых частей, обмен ежегодными планами военной деятельности. Меморандум подтверждает обязательства по Соглашению и намечает дальнейшие переговоры.