Разоружение и ограничение вооружений


Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружениеи ограничение вооружений.

В настоящее время имеется целый комплекс международно-­правовых договоров направленных на успешное решение проблемы разоружения и сокращения вооружений, как в полном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными органами по разоружению в рамках ООН является: Комиссия ООН по разору­жению, которая готовит рекомендации по проблемам разору­жения, разрабатывает общие принципы переговоров по разо­ружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; Конференция ООН по разоружению.

Необходимо рассмотреть содержание действующих международных договоров и соглашений относительно разоружения.

5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор имел подлинно универсальный характер: он был от­крыт для подписании всеми государствами и любое из них могло к нему присоединиться.

B преамбуле проводится связь между прекращением испытательных взрывов ядерного оружия. Каждый из участников обязался не производить; любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за преде­лами атмосферы, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные взрывы "в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого производится такой взрыв.

Функции Исполнительного совета: содействует эффектив­ному осуществлению и соблюдению Договора; надзирает за де­ятельностью Технического секретариата; рассматривает и пред­ставляет Конференции проекты ежегодной программы и годового бюджета Организации; организует сессии Конференции, включая проект повестки дня, и некоторые другие функции.

Технический секретариат содействует государствам участникам в реализации Договора. Он осуществляет функции конт­роля и другие функции, которые делегируются ему Конфе­ренцией или Исполнительным советом. В состав Технического секретариата входит Международный центр данных.

Генеральный директор назначается Конференцией по ре­комендации Исполнительного совета сроком на 4 года.

Наиболее важными, с точки зрения решения вопросов: разору­жения являются советско-американские двусторонние догово­ры; Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области огра­ничения стратегических наступательньус вооружений (ОСВ-1), До­говор об ограничении стратегических наступательных воору­жений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дально­сти и меньшей дальности, от 8 декабря 1987 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений от 3 января 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года.

Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривает обязательства сторон не развертывать систе­мы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г – одним районом с каж­дой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещает испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, косми­ческого или наземного мобильного базирования.

Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомо­гательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сро­ки ликвидации: для ракет средней дальности – 3 года; для ракет меньшей дальности – 18 месяцев после вступления До­говора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них.

Согласно Протоколу об инспекциях, в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Догово­ра. Объектом контроля могут быть ракетные операционные базы, вспомогательные объекты, места ликвидации ракет, предприятия по их производству. Каждая из сторон может про­водить инспекции в течение 13 лет после вступления Договора в силу (1 июня 1988 г.).

Женевскийпротокол 1925 т. – это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подоб­ных газов и бактериологических средств. Между тем непре­рывное совершенствование и накопление запасов химическо­го и бактериологического оружия диктовали настоятельную необходимость создания соответствующих международно-пра­вовых норм, запрещающих его производство и хранение.

10 апреля 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Первыми ее подписали представители СССР, США и Великобритании. Конвенция имеет универсаль­ный характер и является бессрочной.

Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накап­ливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохра­нять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не име­ют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конф­ликтах. Запрещена передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении разработки, производства, на­копления и применения химического оружия и о его уничто­жении.Данная Конвенция была открыта для подписания в ян­варе 1993 г.

Каждое государство-участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к при­менению химического оружия.

Каждое государство – участник Конвенции обязано унич­тожить химическое оружие, которое находится в его собствен­ности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на террито­рии другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического оружия.

Российская Федерация в числе первых подписала Конвен­цию, а Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. ее ратифици­ровала.

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года является наиболее важным достижением в сфере российско-американского сотрудничества. Этому предшествовал длительный процесс переговоров и консультаций, первоначальным результатом которого было Совместное понимание, подписанное между президентами двух ведущих мировых держав.

6 июля 2009 г. в г. Москве было подписано Совместное понимание между Президентом Российской Федерации и Президентом Соединенных Штатов Америки по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений[36]. В нём говорится о том, что Президент Российской Федерации и Президент Соединенных Штатов Америки приняли решение о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений своих стран и о заключении в ближайшее время новой юридически обязывающей договоренности на замену действующего Договора о СНВ, а также поручили, чтобы новый договор, среди прочего, содержал ряд элементов. Речь шла о следующих элементах.

1. Положение о том, что каждая Сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500 – 1100 единиц и для связанных с ними боезарядов – в пределах 1500 – 1675 единиц.

Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.

2. Положения относительно подсчета этих предельных уровней.

3. Положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия и транспарентности, в соответствующих случаях адаптированные, упрощенные и сделанные менее затратными по сравнению с Договором о СНВ.

4. Положение о том, что каждая Сторона будет самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

5. Положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений.

6. Положение о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильность.

7. Положение о базировании стратегических наступательных вооружений исключительно на национальной территории каждой из Сторон.

8. Учреждение исполнительного органа для решения вопросов, относящихся к реализации договора.

9. Положение о том, что договор не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из Сторон и третьим государством.

10. Срок действия договора – десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим договором о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Президенты поручили переговорщикам в ближайшее время завершить выработку договора с тем, чтобы они могли его подписать и представить на ратификацию в своих соответствующих странах.

Итогом совместного понимания, достигнутого между президентами двух мировых держав, стало подписание 8 апреля 2010 г. в г. Прага Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.