И принципы международного гуманитарного права


Понятие, источники

Международное гуманитарное право

Тема 15.

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения не­допустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны.

Правила ведения военных действий, которые часто на­зывают по-старому «законы и обычаи войны», представляют собой со­вокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в ис­пользовании военных методов и средств.

Международный Суд ООН указал два основных принципа между­народного гуманитарного права:

• защита мирного населения и гражданских объектов, различие между комбатантами и некомбатантами;

• запрещение Причинения излишних страданий комбатантам.

Основным источником международного гуманитарного права яв­ляется обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, коди­фицированы в Гаагских конвенциях 1899 – 1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г.

Нормы международного гуманитарного права формируются глав­ным образом не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвен­ции, реже – резолюций международной организации. За этим следует признание государствами и организациями соответствующих правил нормами международного обычного права.

Сферой действия международного гуманитарного права является область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Между­народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ре­бенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю­щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере – международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафикси­рованы в различных источниках международного права, отличаю­щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни­ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержа­нии международного гуманитарного права («права человека», «меж­дународная защита прав человека», «международное право прав че­ловека» и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения.

Согласно одной из них, отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли – «права вооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).

Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широ­ком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Предмет регулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов» в общем един – осуществление, обеспечение и защита прав человека. Воору­женный конфликт приводит в действие, «включает» целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормы устанавливают особый режим регулирования общественных отноше­ний в период вооруженных конфликтов. Во время вооруженных кон­фликтов появляются новые группы участников правоотношений – комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, от­дельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приоб­ретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях междуна­родного права.

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитар­ного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой – нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные ас­пекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздуш­ных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответствен­ности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

Нормы гуманитарного права – преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют «законами и обычаями войны».

Кроме того, в юридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, что Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документ обладает той силой и сте­пенью юридической обязательности, которую ему придали прини­мавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассам­блеей ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав челове­ка, к которым необходимо стремиться государствам. Поэтому гово­рить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Деклара­ции могут подтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражая содержание уже существующих норм.

Помимо договоров и обычаев, нормы гуманитарного права за­фиксированы и в некоторых документах международных конферен­ций и совещаний, в частности, в документах СБСЕ (Заключительный акт 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г. и др.).

Обобщая изложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых прин­ципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гума­нитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.