Международно-правовые механизмы защиты прав человека


В области прав человека

Отдельные вопросы, связанные с защитой прав человека, находили отражение в международных договорах задолго до принятия Устава ООН. Известны, например, договоры XVIII в., которые предусматривали веротерпимость в определенных границах. После Первой мировой войны был заключен ряд договоров о меньшинствах, многие конвенции Международной организации труда. Но только Устав ООН положил начало широкомасштабному межгосударствен­ному сотрудничеству в области прав человека.

Первый этап такого сотрудничества продолжался с 1945 г. при­близительно до начала 80-х гг. Он характеризовался накоплением международных стандартов в области прав человека. Полностью этот процесс не прекратился и в настоящее время. Но в 80-е гг. снизилась его интенсивность, изменились его направления и акценты. Разра­ботка новых стандартов смещается в сторону региональных уровней (например, в Европе). Заметна тенденция к уточнению и конкретиза­ции уже существующих стандартов. В принципе же система основных международных стандартов в области прав человека уже сложилась.

Примерно с середины 1980-х гг. межгосударственное сотрудничест­во в данной области вступает в новый этап – поиски повышения эффек­тивности уже накопленных стандартов. Стремление к повышению их эффективности приводит к тому, что внимание международного со­общества все больше начинает сосредоточиваться на создании между­народных контрольных механизмов, имеющих целью обеспечить осу­ществление соответствующих стандартов, на разработке международ­ных процедур, способствующих достижению этой цели.

 

Такого рода механизмы и процедуры можно разделить на две категории: консенсусные и неконсенсусные. Консенсусные, т.е. основанные на общем согласии участников, – преимущественно до­говорные. Возможны и иные варианты консенсусных механизмов и процедур. Так, создаваемые в рамках общеевропейского процесса ме­ханизмы и процедуры основаны на консенсусе, но не являются дого­ворными, так как документы, предусматривающие их создание, носят политический характер. В основном же консенсусные механизмы и процедуры возникают на основе договоров (например, Комитет про­тив пыток, предусмотренный Конвенцией против пыток и других же­стоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще­ния и наказания 1984 г.).

Неконсенсусные механизмы и процедуры создаются резолюция­ми международных организаций, которые не предполагают единогласия (например, процедура, предусмотренная резолюцией Экономи­ческого и Социального Совета ООН 1503 от 27 мая 1970 г.),

Не следует отождествлять международные контрольные механиз­мы и процедуры. Контрольные механизмы представляют собой опре­деленные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т.д.), а процедуры – порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результа­ты такого изучения. В рамках одного контрольного органа могут ис­пользоваться различные процедуры. Процедуры, применяемые меж­дународными организациями, могут использоваться без какого-либо особого контрольного механизма, например Комиссией ООН по пра­вам человека на ее пленарных заседаниях.

Чаще всего лица, входящие в состав того или иного контрольного механизма, действуют в личном качестве, т.е. не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этих механизмов (эксперты, судьи).

Международные процедуры в области прав человека по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие кате­гории:

а) рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;

б) рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;

в) рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав государствами;

г) изучение (исследование, расследование – могут применяться различные термины) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека. В процессе изучения могут применяться методы, присущие другим категориям процедур, прежде всего рассмотрение жалоб.

Международные контрольные механизмы в области прав челове­ка могут быть коллективными органами (комитеты, группы и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством го­лосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствую­щего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательны­ми для заинтересованных сторон (решения Европейского Суда по правам человека и Межамериканского Суда по правам человека), В конечном счете, все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задача­ми, они иногда дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, даже приводят к принятию предвзятых решений. Но их со­здание и рост их числа – отражение объективной тенденции между­народной жизни. Поэтому на первый план выдвигается необходи­мость их рационализации и совершенствования.

Система международных органов, занимающихся правами человека. Ряд всемирных и региональных международных организаций зани­маются различными аспектами межгосударственного сотрудничест­ва в области прав человека. Среди всемирных можно назвать ООН, ЮНЕСКО, МОТ. В какой-то степени этими вопросами в пределах своей компетенции занимаются ФАО и ВОЗ. Они находятся в поле зрения также и основных региональных организаций, например ОАЕ, ОАГ, Совета Европы, ОБСЕ.

В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Генеральная Ассамб­лея принимает по этим вопросам резолюции (среди них особо важное значение имеют декларации) и договоры Обычно вопросы, касающи­еся прав человека, включаются в ее повестку дня по рекомендации Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) либо по предло­жению государств-членов. Большинство таких вопросов она передает на рассмотрение в свой Третий комитет (по социальным, гуманитар­ным и культурным вопросам), который готовит по ним проекты резо­люций, принимаемые Генеральной Ассамблеей в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против апартеида, Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и др.).

Экономический и Социальный Совет ООН принимает по вопро­сам прав человека резолюции либо проекты резолюций (в том числе деклараций) и договоров, которые направляет для одобрения Гене­ральной Ассамблее. Для оказания ему помощи в рассмотрении воп­росов, относящихся к правам человека, при ЭКОСОС созданы Ко­миссия по правам человека и Комиссия по положению женщин.

Комиссия по правам человека состоит из 53 государств-членов, избираемых ЭКОСОС. Комиссия принимает резолюции и проекты резолюций и договоров, направляемые затем в ЭКОСОС, назначает или специальных докладчиков для рассмотрения отдельных проб­лем (например, по произвольным казням, религиозной нетерпимости и т.д.) и изучения ситуаций в конкретных странах (например, в Афга­нистане, Иране), или рабочие группы (по праву на развитие, по изуче­нию случаев постоянного грубого нарушения прав человека и др.).

Комиссия по правам человека создала, в свою очередь, свой экс­пертный орган – Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, состоящую из 26 независимых экспертов (дей­ствующих в личном качестве), которые избираются тайным голосова­нием из числа кандидатов, предложенных правительствами. В 1999 г. она переименована в Подкомиссию по поощрению и защите прав че­ловека. Подкомиссия проводит исследования (например, о защите меньшинств, праве на справедливое судебное разбирательство и т.д.), назначая с этой целью специальных докладчиков, принимает резолю­ции и решения либо рекомендует Комиссии принять те или иные про­екты резолюций или решений.

Правами человека занимается также подразделение Секретариата ООН – Центр по правам человека, возглавляемый заместителем Ге­нерального секретаря. Он оказывает в этой области помощь Генераль­ной Ассамблее, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека и другим ор­ганам ООН.

В соответствии с Венской декларацией и Программой действий 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН предусмотрела назначение Гене­ральным секретарем Верховного комиссара ООН по правам человека. Верховный комиссар оказывает государствам содействие в решении различных проблем, возникающих в области прав человека. На своей сессии, которая состоялась в июле-августе 2005 г., в рамках Подкомиссии было предложено создать Совет ООН по правам человека, который бы координировал деятельность всех органов и учреждений ООН, осуществляющих деятельность в области защиты прав человека, т. к. деятельность ООН в данной сфере «должна представлять единое целое».

Работа Совета по правам человека и всего правозащитного механизма ООН во многом будет зависеть от беспристрастной деятельности государств, входящих в состав Совета, и тех решений, которые он примет за первый год своей деятельности, направленной на повышение эффективности и рационализации существующих мандатов. Такие решения должны отвечать интересам не тех или иных государств, а всего международного сообщества в целом[19].

Существует ряд органов, юридически не зависимых от ООН и дру­гих международных организаций, которые созданы международными договорами по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положений. Они, как правило, состоят из членов, действующих в личном качестве, избираемых участниками таких до­говоров. В качестве примера можно назвать: Комитет по правам чело­века (состоит из 18 экспертов), предусмотренный Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Комитет по ликвидации расовой дискриминации (состоит из 18 экс­пертов), предусмотренный Международной конвенцией о ликвида­ции всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.; Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов), предусмотренный Конвен­цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984т.; Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов), предусмотренный Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Обычно эти ор­ганы рассматривают доклады государств-участников о выполнении ими положений договора, на основании которого создан данный ор­ган. В некоторых случаях такие органы наделены на тех или иных условиях правом рассматривать жалобы на нарушения положений со­ответствующих договоров.