Международно-правовой ответственности


Понятие, субъекты и основания

Ответственность и санкции в международном праве

Тема 9.

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

Субъектами права международной ответственности являются субъекты международного права. Принятые Генеральной Ассамблеей статьи посвящены ответственности государств перед государствами. Вместе с тем общая часть статей применима и к международным организациям.

Основными субъектами международного права являются государства. Их политико-правовая природа определяет характерные черты международного права, включая право ответственности.

Субъектом права ответственности может быть и государство в процессе образования, прежде всего в случае вооруженной борьбы народа за реализацию права на самоопределение. В статьях об ответственности государств этому посвящены следующее положение ст. 10: «2. Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существующего государства или на какой3либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву».

Международные организации, будучи субъектом международного права, несут ответственность за собственные деяния, т.е. за деяния своих органов и должностных лиц. В 1949 г. Международный суд сформулировал положение, согласно которому ООНможет быть субъектом правоотношений ответственности, отстаивая свое право на обеспечение соблюдения обязательств, принятых в отношении Организации. В 1999 г. Международный суд определил, что ООН несет ответственность за поведение ее органов или агентов. Эти положения подтверждаются в комментарии к статьям об ответственности: международная, т.е. межправительственная организация в соответствии с международным правом «обладает отдельной правосубъектностью и несет ответственность за собственные деяния, которые совершаются этой организацией посредством ее органов или должностных лиц».

Физические лица не являются субъектами международно-правовой ответственности даже в том случае, если они совершают международно-противоправное деяние в качестве должностных лиц государства, «лиц-органов». За это они несут уголовную ответственность, включая уголовную ответственность непосредственно на основе норм международного права. Это положение не меняется в результате созданных некоторыми договорами международных институтов, позволяющих обращаться к ним с жалобой на государство в случае нарушения их прав. В данном случае речь идет об особом институте защиты прав человека, а не о признании за ним статуса субъекта международного права даже в ограниченной мере.

После решения Международного суда по делу «Барселона Тракшн», признавшего существование обязательств в отношении международного сообщества, в литературе начал обсуждаться вопрос о возможности признания международного сообщества в качестве специфического субъекта международного права, а, следовательно, и ответственности. Представляется, что международное сообщество не отвечает критериям субъекта международного права. Оно не в состоянии пользоваться вытекающими из этого статуса правами, нести соответствующие обязанности, включая обязанности из правоотношений ответственности. Иными словами, оно не может осуществлять международную правосубъектность. В данном случае речь, по существу, идет о защите интересов крупнейшей социальной системы, осуществляемой субъектами международного права и создаваемыми ими организациями. Поэтому более правильно рассматривать международное сообщество как бенифициария международного права. Именно таким образом квалифицировался статус сообщества членами Комиссии международного права.

Каждое международно-противоправное деяние субъекта между­народного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание. Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается, во-первых, требованиями обязательства, которое было нарушено, во-вторых, рамочными условиями для такого деяния. Например, Международный суд ООН в своих консультативных заключениях по делу о возмещении ущерба в связи с увечьями и по делу о толко­вании мирных договоров отметил, что отказ от выполнения дого­ворного обязательства влечет за собой международную ответствен­ность. Постоянная палата Третейского суда ООН в деле «Рейнбоу Уорриор» указала, что «любое нарушение государством любого обя­зательства, независимо от его происхождения, влечет за собой воз­никновение ответственности государства».

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды пра­воотношений в зависимости от обстоятельств.

В соответствии с основным принципом международного права каждый субъект несет ответственность за свое собственное пове­дение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств. Более того, один субъект международного права мо­жет нести ответственность за международно-противоправное дея­ние другого субъекта, например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем.

Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства не­зависимо от происхождения соответствующего обязательства. Ме­ждународные обязательства могут устанавливаться обычной нор­мой международного права, договором или общими принципами права. Субъекты могут принимать на себя международные обяза­тельства в силу одностороннего акта. Например, Франция приня­ла на себя одностороннее обязательство не проводить испытания ядерного оружия в атмосфере.Также выделяют и другие основания ответственности государств. Как отмечает в своём научном исследовании Читра Гамини Илангакоон, высшая и непосредственная заинтересованность может служить основанием ответственности государств в различных сферах. Известным примером такого порядка является особая ответственность великих держав за сохранение мира на земле и осуществление принципов Устава Организации Объединённых Наций. Эта ответственность является базой для особого юридического статуса великих держав, который закреплён в Уставе ООН[17]. Так например, в ходе переговоров по мирному урегулированию грузино-абхазского и грузино-осетинского международных конфликтов две мировые державы Россия и США поддержали противоположные стороны.Российская Федерация решила поддержать Республику Абхазию и Республику Южную Осетию, а Соединённые Штаты Америки решили, в свою очередь, поддержать Республику Грузию. Данные обстоятельства говорят о том, что Россия несёт ответственность за все действия Абхазии и Южной Осетии, а США отвечает за все действия Грузии. § 2. Международные правонарушения: понятие и виды Международное правонарушение –это противоправное, виновно-совершённое деяние, в результате которого был причинён вред общественным отношениям, охраняемым нормами международного права, а также причинно-следственная связь между совершённым противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями (вредом).С середины XX столетия международные правонарушения подразделяются на деликты, преступления международного характера и международные правонарушения.Деликты – это нарушения субъектами международного права обязательств, вытекающих из подписанных ими международных договоров.Международные преступления – это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия.Преступления международного характера – это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, При котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах. § 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Существуют два вида международно-правовой ответственности госу­дарств – политическая и материальная.

Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает даже в том случае, если нарушение права не повлекло материального ущерба или иных негативных последствий.Материальная ответственность возникает при наличии совокупности факторов: нарушения нормы международного права, возникновения имущественного ущерба в результате правонарушения и существования непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.

Политическая ответственность,как правило, сопровождается приме­нением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распростра­ненной формой политической ответственности являются реторсии, ре­прессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или ис­ключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применены международными организация­ми (универсальными и региональными), например, ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санк­ций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная деми­литаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, чело­вечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых регио­нальных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписа­ния ими безоговорочной капитуляции.

В соответствии с Декларацией от 5 июня 1945 г. союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществили разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали и запретили нацистские ор­ганизации, провели денацификацию Германии, т.е. удалили со всех госу­дарственных и общественных постов функционеров НСДАП, без при­влечения к уголовной ответственности рядовых ее членов и т.д.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае со­вершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо, по сущест­ву, санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах были введе­ны санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему за­прещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдают за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т.д. Вполне понят­но, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической бло­кады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообще­ния, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы пер­вого. Реторсия может быть только ответом одного государства на опре­деленные недружественные действия другого государства с целью вос­становления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.

В 1995 г. Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, терри­тория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам это­го государства. В августе 1987 г. Канада выслала и объявила персоной нон фата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в от­ношении 13 канадских дипломатов.

Репрессалии (невооруженные) – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмер­ными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве ди­пломатических отношений, введения эмбарго (запрещения) на ввоз това­ров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Так, в 1994 г. президент США подписал билль об ужесточении санк­ций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли 4 летчика. В числе санкций - приостанов­ление чартерных авиарейсов между США и Кубой, ^новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворе­ния. Современное международное право запрещает вооруженные репрес­салии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это нико­им образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответ­ствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) представляет собой предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, при­чиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не бу­дут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего го­сударства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т д. Например, в октябре 1994 г. на Восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес офици­альные извинения премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инци­дент исчерпанным.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материаль­ного объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, за­грязненной по его вине).