В международных организациях


Разрешение международных споров

 

Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ст. 36 Устава ООН).Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.Так, Совет Безопасности ООН в 1991 году на основании ст. 39 и 40 Устава охарактеризовал действия Ирака как «вторжение вооруженных сил Ирака в Кувейт» и потребовал выполнения временных мер, чтобы предотвратить ухудшение ситуации, а именно отвода Ираком, незамедлительно и безусловно, всех своих сил из Кувейта, а также призвал обе страны «приступить к интенсивным переговорам для урегулирования их разногласий» (рез. 660/1990). На основании резолюции Совета Безопасности от 4 марта 1964 г. были созданы Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).Применение временных мер с участием ООН в кризисных районах обычно осуществлялось уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного развития обстоятельств (например, в условиях национального кризиса) по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон или с их согласия, а также при возникновении межгосударственных споров.В главе VIII Устава ООН говорится о возможности существования «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации» (ст. 52).Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.Уставы региональных международных организаций, как правило, включают принцип мирного урегулирования споров. Так, ст. V Пакта Лиги арабских государств запрещает прибегать к силе для урегулирования споров и устанавливает, что «если возникнет спор, не затрагивающий независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет обязательным и окончательным». Устав Организации африканского единства обязывает государства-члены разрешать споры между ними мирными средствами (ст. 19) и создает с этой целью комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу. Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (стран АСЕАН) предусматривает урегулирование разногласий или споров мирными средствами (ст. 2).В 1987 году Организация Исламской конференции рассмотрела вопрос об ирано-иракской войне. В заключительном коммюнике ОИК призвала стороны конфликта прекратить военные действия, отвести войска к признанным международным границам, обменяться военнопленными и урегулировать конфликт мирными средствами, в том числе путем переговоров и рассмотрения вопроса в Исламском суде, созданном этой конференцией.Региональные организации могут осуществлять координацию действий по мирному разрешению международных споров. На конференции глав государств и правительств арабских и африканских государств (Каир, 1977 г.) было принято решение о создании специальной арбитражной комиссии, учреждаемой ОАЕ и ЛАГ для разрешения споров, возникающих в ходе сотрудничества этих организаций.В настоящее время принцип мирного урегулирования международных споров находит широкое признание в рамках превентивной дипломатии, а именно использования её в целях ослабления или предотвращения напряженности до того, как такая напряженность перерастет в конфликт. Превентивная дипломатия может осуществляться Генеральным секретарем ООН либо через старших должностных лиц или специализированными учреждениями и программами, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с ООН.В последнее время наблюдается активное участие региональных экономических организаций в усилиях по мирному урегулированию споров. Это обусловлено тем, что региональные экономические организации в ряде случаев являются единственным организационным форумом для ведения переговоров в рамках соответствующей группы государств.Европейские Сообщества в свое время активно участвовали в урегулировании внутреннего конфликта в Югославии, в мирной региональной конференции (1991 г.) по Ближнему Востоку в Мадриде.С целью закрепления результатов мирного урегулирования споров международные организации и отдельные государства могут предоставлять международные гарантии. Гарантами независимости, территориальной целостности и безопасности Кипра по Договору о гарантиях от 16 августа 1960 г. являлись Турция, Греция и Великобритания.Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года содержит гарантии для неядерных государств, заключающиеся в запрещении передачи ядерного оружия, контроля над ним или технологии производства другим неядерным государствам. Статья III договора устанавливает обязанность неядерных государств принять гарантии по соглашению с МАГАТЭ с целью не допустить использования ядерного материала в военных целях.ООН явилась гарантом мирного урегулирования конфликта на юго-западе Африки, проведения выборов в Намибии и провозглашения 21 марта 1990 г. независимости этого государства.Значительная роль в урегулировании международных споров на основании ст. 98 Устава ООН принадлежит Генеральному секретарю ООН, который выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Согласно ст. 99, он «имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Оказание добрых услуг и посредничества Генеральным секретарем ООН имеет важное значение в решении ближневосточной, камбоджийской и других региональных проблем.30 августа 1988 г. Марокко и ПОЛИСАРИО дали согласие на совместную миссию добрых услуг Генерального секретаря ООН и Председателя Организации Африканского Единства.В период подготовки проведения выборов в Намибии в этой стране работала Группа по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ) под руководством специального представителя Генерального секретаря ООН. Добрые услуги осуществлялись Генеральным секретарем в Афганистане (рез.647/1990 Совета Безопасности), на Кипре (рез. 649/1990), в Центральной Америке. Генеральный секретарь ООН проводил консультации с правительством Ливана, где размещались Временные силы ООН.При участии Генерального секретаря ООН был разработан план урегулирования конфликта в Западной Сахаре, подписанный в августе 1988 года в Женеве представителями сторон в конфликте. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря ООН совершить поездку в Марокко, Алжир и Западную Сахару с целью обследования и оказания добрых услуг.Суду Европейского Союза принадлежит важная роль в интеграционных процессах западноевропейских стран. Он оказывает существенное влияние на формирование права ЕС в целом.Суд ЕС является одним из главных органов Союза. Он был учрежден на основе ряда нормативных документов ЕС – Договора о создании Европейского объединения угля и стали 1951 года, а также Договоров о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года. Признание обязательной юрисдикции Суда служит основополагающим условием членства в ЕС, откуда и проистекает значительная по объему компетенция Суда ЕС.Суд ЕС компетентен регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства – члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства. Суд может также давать толкование норм права ЕС. Регламент Суда ЕС, утвержденный Советом ЕС, определяет организационные аспекты его деятельности, процедуру судопроизводства. Принципиальная особенность Суда ЕС по сравнению с другими международными судебными органами состоит в том, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы Европейского Союза, государства – члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела обсуждаются на закрытых заседаниях. Решения Суда оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.Европейский суд по правам человекаявляется главным судебным органом Совета Европы. Он был создан в 1959 году на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.В последние годы активность и роль Европейского суда по правам человека значительно возросли. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Конвенции 1950 года по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также и на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют непосредственного доступа в Европейский суд по правам человека. Предварительно петиции должны быть рассмотрены в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит заключение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению или нет. Если Комиссии не удается разрешить спор и добиться дружественного урегулирования, то тогда дело передается в Комитет министров Совета Европы, а затем, по истечении трех месяцев, дело может быть направлено на рассмотрение в Европейский суд по правам человека.Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.Нормативной базой для определения подходов к урегулированию мирными средствами споров и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях стран – членов СНГ, служат положения Устава СНГ, принятого в Минске 22 января 1993 г.Устав СНГ содержит специальный раздел, озаглавленный «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», а также ст. 32 «Экономический суд». Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:– «конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека»;– «споры между государствами-членами»;– «споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве».В отношении конфликтов Устав СНГ предполагает, что стороны «оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе в рамках международных организаций» (ст. 16).Первая категория споров, упомянутая в Уставе СНГ, подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст. 17).Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (ст. 18). Другими словами, на данном этапе Содружество не смогло пойти дальше рекомендательных процедур урегулирования споров, способных угрожать поддержанию мира или безопасности.Что касается положений ст. 32 Устава СНГ, посвященной Экономическому суду СНГ, то они распространяются на споры, возникающие при исполнении экономических обязательств стран-членов, а также на другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд СНГ должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, подлежащим утверждению Советом глав государств.