Правовой режим Архипелага Шпицберген


Правовой режим Арктики

 

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан, и представляющая собой совокупность государственных территорий Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки, Канады, Королевства Норвегии, Королевства Швеции, Финляндской Республики, острова Гренландия.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией (остров Гренландия), Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген.

Участие Королевства Дании в определении правового статуса Арктики является весьма спорным, т. к. в последнее время всё чаще проявляются тенденции к обретению независимости Гренландии от Дании.

 

 

Шпицберген (древнерусское название Грумант, норвежское Свальбард), архипелаг в Северном Ледовитом океане, территория Норвегии. Ок. 62 000 км2. Население 3,9 тыс. человек (1986). Основные острова: Шпицберген (Зап. Шпицберген), Северо-Вост. Земля. Высота до 1712 м (г. Ньютон). Ледники (общая площадь 35,1 тыс. км2), фьорды. Месторождения каменного угля.

Административный центр – Лонгьир. Норвежский суверенитет над Шпицбергеном установлен международным Парижским договором 1920 (Шпицбергенский трактат), по которому Шпицберген объявлен нейтрализованной территорией. В 1925 Норвегия официально объявила Шпицберген частью Норвежского королевства.

Вплоть до начала прошлого века Шпицберген считался «ничейной землей». Формально закрепить это положение не удалось из-за начавшейся Первой мировой войны.

9 февраля 1920 г. в Париже США, Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Италия и Япония подписали Договор о Шпицбергене, согласно которому норвежцы получили суверенитет над архипелагом. Учитывая необходимость получения международного признания и обеспечения экономических и оборонных интересов страны в районе архипелага, правительство СССР согласилось в 1924 г. признать суверенитет Норвегии над Шпицбергеном. Из-за противодействия США официальное присоединение СССР к Парижскому договору состоялось только в 1935 г. В настоящее время его участниками являются 39 государств.

Договор о Шпицбергене устанавливает уникальный в мировой практике правовой режим. С одной стороны, им признается «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над Шпицбергеном (статья 1), а с другой - этот суверенитет ограничен целым рядом серьезных положений, включая предоставление гражданам стран-участниц права «одинаково свободного доступа» на архипелаг и возможности ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства» (статьи 2 и 3). Кроме того, Договор придает архипелагу, по сути, демилитаризованный статус (статья 9).

В 1925 г. в соответствии с королевской резолюцией одновременно вступили в силу Договор о Шпицбергене, Горный устав для Шпицбергена (разработан Норвегией на основе статьи 8 договора) и национальный Закон «О Шпицбергене». Норвегия использовала их разра ботку для укрепления своего суверенитета в ущерб международной правовой основе режима Шпицбергена.

Позиция России в отношении принятых позднее национальных нормативных актов определяется их соответствием нашему толкованию договора 1920 г. Так, с российской стороны было заявлено о непризнании ряда норвежских предписаний о природоохранных мерах, ведении изыскательских работ и бурения на нефть, археологических исследованиях как направленных на ограничение хозяйственной и прочей деятельности на архипелаге. Не согласились мы и с установлением Норвегией в 1977 г. 200-мильной «рыбоохранной» зоны вокруг Шпицбергена, введением в ней национальных правил регулирования рыболовства как с шагом, противоречащим договору 1920 г. США, Англия, ФРГ и ряд других стран зарезервировали свои позиции. Признали «рыбоохранную», а фактически – экономическую зону Норвегии только Канада и Финляндия.

В последние годы наибольшую озабоченность с нашей стороны вызывала разработка в Норвегии нового природоохранного законодательства для архипелага. Некоторые из положений законов противоречат друг договору 1920 г. и устанавливают законодательную основу разрешительного порядка российской хозяйственной деятельности на архипелаге, коренным образом меняя сложившуюся практику. Мы неоднократно в переговорах на высшем уровне и в нотной переписке возражали против такой линии норвежцев. В результате они пошли на закрепление совместном заявлении президента Российской Федерации и премьер-министра Норвегии от 12 ноября 2002 г. положения о том, что «норвежская сторона приветствует продолжение российской экономической деятельности на Шпицбергене как естественной и важной части общей деятельности на архипелаге, а также новые виды такой активности».