Правовой режим международных и межнациональных рек, каналов


 

Значительное число рек пересекает территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суве­ренитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое це­лое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами. Та­кого рода реки называются многонациональными.

Однако особую роль в мировой экономике играют крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекаю­щие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государст­ва, и это в свою очередь требует отражения в международном до­говоре. Если подобные реки открыты для плавания судов всех стран, их принято называть международными.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. По­граничные реки (озера) – это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или несколь­ких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют толь­ко суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей непри­брежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим каналов, используемых для международного судоходства, обычно определяется междуна­родными соглашениями. Как правило, для каждого канала определён отдельный правовой режим. Так например, правовой режим Суэцкого канала был определён Константинопольской конвенцией 1888 года, а правовой режим Панамского канала ранее был определён (в начале ХХ века) в совместное ведение США и Панамы, а с 2000 года – полностью перешёл под юрисдикцию Панамы.

Международный морской канал– искусственное гидротехническое сооружение, соединяющее международные морские пространства.

Такими каналами являются Суэцкий, Кильский, Панамский. Все они проходят по территории того или иного государства и находятся под его суверенитетом. Однако с учетом их значения для международного судоходства для них установлен международный режим.

Суэцкий канал – проходящий по территории Египта искусственный путь из Средиземного моря в Индийский океан. Имеет важное экономическое и стратегическое значение. Правовой режим был определен Конвенцией о Суэцком канале 1888 г. Канал был открыт для торговых и военных кораблей не только в мирное, но и в военное время, независимо от государственной принадлежности. Каналом пользуются даже военные корабли государств, находящихся в состоянии войны. Однако в канале, в его портах и прилегающих водах на расстоянии в три морские мили запрещены любые действия, способные создать затруднения для судоходства.

В 1957 г. Египет зарегистрировал в ООН Декларацию о Суэцком канале, которая представляет собой одностороннее международно-правовое обязательство. Египет обязался уважать положения Конвенции 1888 г. и обеспечить свободу судоходства по каналу.

Кильский канал – проходящий по территории ФРГ искусственный путь между Балтийским и Северным морем. Его режим установлен Версальским мирным договором 1919 г. Канал был открыт как для военных, так и для торговых судов всех государств, за исключением тех, которые находятся в состоянии войны с Германией. Свобода судоходства по каналу подтверждена правилами плавания по Кильскому каналу, принятыми Правительством ФРГ.

Панамский канал – проходящий по территории Панамы искусственный путь между Атлантическим и Тихим океанами. Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение.

В течение долгого времени контролировался США. В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров – о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом.

Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав, в частности они являются гарантом нейтралитета канала.