Международная правосубъектность народов (наций)


Как субъекты международного права

Международные неправительственные организации

 

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная орга­низация[12] – это любая международная организация, не учреждённая на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж­правительственного договора и не преследующая своей целью из­влечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства». Основными признаками МНПО являются: а) отсутствие целей извлечения прибыли; б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях; в) получение денежных средств более чем из одной страны; г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах; д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

 

 

Концепция такой правосубъектности была выдвинута социалистическими и развивающимися странами. Постепенно она нашла определенное признание. В документах ООН в таких случаях используется выражение «национально-освободительное движение». Представляется, что такое выражение более точно. Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает тогда, когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль на определенной территории. По существу, речь идет о государстве в процессе становления.

Правосубъектность в этом случае носит временный и ограниченный характер. Ее задача сделать возможными правоотношения с властью, контролирующей определенную территорию. Другая задача – поставить движение под покровительство международного права, прежде всего международного гуманитарного права. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., принятый в 1977 г. и касающийся жертв международных (межгосударственных) вооруженных конфликтов, определил, что этим понятием охватываются и конфликты, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение» (ст. 1). Это значит, что на такие конфликты международное гуманитарное право распространяется в той же мере, как и на конфликты между государствами.

Проявлением ограниченной правосубъектности рассматриваемых движений является то, что в общих международных организациях они обладают статусом наблюдателей, а не полноправных членов.