Современная антропология как наука о внутреннем духовном мире человека


Р а з д е л 1. Понятие о современной социальной антропологии.

Тема 1. Отличия современной и классической антропологии.

Специфика современной антропологии

Выделяют четыре основных принципиальных отличия современной и классической антропологии.

Первое отличие.

Характерные особенности предмета изучения.

Классическая антропология видит человека продуктом средовых влияний (как природных, так и социальных). Предмет изучения классической антропологии – факторы среды, являющиеся внешними по отношению к человеку (а не сам человек), и поведенческие характеристики человека в ответ на факторы влияния (то есть, внешние проявления реакции человека, а не личностно-индивидуальные внутренние процессы, предваряющие внешнюю реакцию).

Современная антропология не отрицает определенного влияния среды на человека, но доказывает, что данное влияние является опосредованным, так как преломляется особенностями личностно-индивидуальных характеристик внутреннего духовного мира человека. Человек – творец своего окружающего мира, и поэтому социальная среда – это прежде всего продукт деятельности человека. Предмет изучения современной антропологии – внутренний духовный мир человека, процессы которого определяют поведенческие характеристики человека.

Второе отличие.

Понимание свободы как научной категориии как принципа действия субъекта.

В классической антропологии свобода понимается как результат познания объективной реальности; человек свободен в рамках познания бытия и внешней необходимости. Современная антропология не отрицает необходимость познания объективной реальности, но доказывает, что проблема свободы деятельности человека определяется его внутренним духовным миром и проявляется доминантой его мировоззрения. На определенном уровне знания о строении и функционировании внутреннего духовного мира, человек осознаёт возможность выхода за пределы объективной реальности, вплоть до выхода за наличное бытиё и приобретает новый уровень свободы. Механизмы выхода: а) «удвоения себя» в бытийном плане; б) выход за пределы наличного бытия в трансцендентальном плане.

Третье отличие.

Предназначение и направленность деятельности человека как субъекта. Классическая антропология утверждает, что основная деятельность человека направлена на переустройство окружающего мира (на основе познания объективной реальности). Современная антропология не отрицает необходимости создания человеком «второй природы», но доказывает, что в связи с наличием родовой (видовой) неспециализированности человека, его предназначение - развитие и совершенствование себя в разных формах деятельности, включая профессиональную; и что деятельность, направленная на развитие человеком самого себя по своей сути является способом развития биосферы и её перехода в стадию ноосферы (В.И.Вернадский).

Четвертое отличие.

Понятие и соотношение категорий «общечеловеческое» и «индивидуальное». Классическая антропология определяет их как противоречивые взаимоисключающие категории. Современная антропология использует их как синонимы и выводит новый термин «общеиндивидуальное», показывая возможность формирования такого уровня развития человека, когда при определенных состояниях внутреннего духовного мира общечеловеческие ценности становятся индивидуальными потребностями.

 

Л.Н.Гумилев об ошибках в предшествующих способах познания человеком самого себя – история человеческого общества изучалась только как история людей, а « …не история природы, находящейся в телах людей».

Основные механизмы функционирования человека обеспечиваются наличием сознания.

Новым акцентом во взглядах на природу сознания человека является понимание двух основных моментов: 1) сознание есть материальная структура; 2) сознание имеет космическое происхождение (В.И.Вернадский).

Сознание как любая форма материи имеет структурную организацию и обладает свойством эволюционного развития. Эволюция сознания лежит в основе процессов антропогенеза и антропосоциогенеза и является сущностью процесса индивидуализации человека.

Выделяют два уровня этапного развития сознания человека. Первый этап - этап эмоционально-волевого, общего сознания, самоощущения. Второй этап – этап интеллектуально-познавательного, рефлексивного сознания, самоосознания.

Эволюционная этапность (ступенчатость, постепенность) развития сознания определяет разные способы и механизмы влияния человека на объективную реальность (на себя и окружающую среду). Первый способ, соответствующий эмоционально-волевому уровню сознания, предполагает познание и преобразование преимущественно внешней, окружающей человека среды (при противопоставлении себя Природе). Второй способ, соответствующий интеллектуально-познавательному уровню сознания, предполагает познание человеком преимущественно своего внутреннего духовного мира с целью возможного преобразование себя (как частного объекта Природы).

Мотивация необходимости нового взгляда на антропологические науки – в формировании новой методологии изучения человека и его места и роли в Универсуме.

В настоящее время человек часто противопоставляет себя Природе и другим людям, создавая образ их опасности и враждебности для себя. Причина образа врага - в непонимании устройства себя, Земли и Вселенной. Обособленность физического тела создаёт иллюзию обособленности всего существа человека, тогда как сознание обладает только индивидуальностью, но не изоляцией от сознания других существ. Незнание себя и способов своего влияния на объективную реальность – основа ошибок поведения человека. Человек есть творец-созидательсебя и своего мира в силу особенностей функционирования структур своего сознания.

Новая методология изучения человека и его места и роли в Универсуме предполагает необходимость понимания гармоничного объединения всех существующих знаний о человеке: знаний о бытийном индивидуальном поведении и о мировоззренческой общей позиции индивидуумов. Важно осознавать, что доказательное научное изучение человека и окружающего мира на каждом этапе знания ограничено уровнем технических средств, используемых наукой; и поэтому необходимо снять категорическое отрицание возможности познания мира иррациональными методами. Сочетание рационального, эмпирического и иррационального подходов в процедуре изучения природы позволяет правильно соотносить познанные и непознанные явления и интенсивнее развивать технологические приёмы для доказательной науки. Многообразие подходов к изучению человека должно быть основой науки 21 века.

В том числе решение проблемы происхождения человека философией, богословием и биологическими науками может быть найдено в соединении позиций и представлений этих наук – материально-эволюционного и/или божественного.

Новые термины: иррациональный; трансцендентальный; бытиё; мировоззрение.

Ключевые слова: социальная антропология; человек как творец себя и общества; материальность сознания; эволюция сознания.

 

Контрольные вопросы к теме 1.

1. Новые акценты во взглядах на природу сознания человека.

2. Человек как творец себя и мира.

3.Объединенность бытийного и мировоззренческого сознания индивидуумов

4. Отличия научного и ненаучного познания мира. Их возможности.

5. Отличия предмета исследования в классической и современной антропологии.

6. Отличия понимания категории свободы в классической и современной антропологии.

7. Отличия отношения к направленности действия человека в классической и современной антропологии.

8. Отличия категорий «индивидуальное» и «общечеловеческое» в классической и современной антропологии.