Информационные услуги


Рынок информационных ресурсов

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги.

Такими товарами могут быть:

· информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

· информационные технологии, компьютерные программы;

· базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

· службы связи и телекоммуникации;

· бытовые службы;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

· консалтинговые (консультационные) фирмы;

· биржи;

· частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет движение к информационному обществу.