Информационные революции


Основные этапы развития информационного общества.

Классификация информации

Информация и знания.

Свойства информации

Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Информация полезна, если дискуссия приобретает практическую ценность, она не содержит в себе ненужных сведений.

Информация понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена.

Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее и выявляет существенные закономерности с помощью мышле­ния, хранит полученную информацию в памяти. Процесс сис­тематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и т. д.). Таким образом, с точки зрения процесса позна­ния информация может рассматриваться как знания.

Процесс познания можно наглядно изобразить в виде рас­ширяющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек, чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, и тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.

 

 

Рисунок 1 - Классификация информации

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники, в частности, персональных компьютеров. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

• создание программно-управляемых устройств и процессов.