Взаимозачет средств по финансированию в счет погашения недоимки по платежам в бюджет, порядок их проведения и причины их отмены


Практика изъятия средств в пользу государственного бюджета

Основные направления реформирования государственного казначейства

Взаимозачет средств по финансированию в счет погашения недоимки по платежам в бюджет, порядок их проведения и причины отмены.

Практика изъятия средств в пользу государственного бюджета

Порядок изъятия средств из местных бюджетов, система погашения недоимки в бюджет и реформирование казначейства.

Лекция №9.

Основные направления реформирования государственного казначейства

Взаимозачет средств по финансированию в счет погашения недоимки по платежам в бюджет, порядок их проведения и причины отмены.

Практика изъятия средств в пользу государственного бюджета

Порядок изъятия средств из местных бюджетов, система погашения недоимки в бюджет и реформирование казначейства.

Лекция №9.


Практика изъятия средств из местных бюджетов в пользу Государственного бюджета применяется в Украине из 1994 года. Излишки средств местных бюджетов определяются при составления местных бюджетов, суммы которых утверждаются при принятии Закона о Государственном бюджете на следующий бюджетный год. Анализ Законов о Государственном бюджете Украины позволяет сделать вывод, что изъятие средств осуществляется из бюджетов Автономной Республики Крым, Днепропетровской, Донецкой, Запорожских, Одесских, Полтавской, Харьковской областей, г. Киева. Речь идет о экономически развитые территории со значительным потенциалом.

Изъятие средств осуществляется на протяжении бюджетного года в процессе выполнения бюджета с помощью платежного поручения. Но не всегда суммы, которые утверждает Верховная Рада Украины, поступают в Государственный бюджет. Так, в 1994 г. в Государственный бюджет поступило 14,3% плановой суммы, в 1995 г. - 69,2%, в 1996 г. - 68,5%, в 1997 г. -76,5%. Суммы, которые не поступили – 85,7%, 30,7%, 31,5%, 23,5% соответственно – свидетельствуют о трудностях, которые возникают в процессе выполнения местных бюджетов. Недополученные суммы находят свое отображение в ежегодной отчетности Госказначейства.

Взаимные расчеты между бюджетами, а также между бюджетом и распорядителем средств могут возникать в процессе проведения взаимозачета средств из финансирования расходов в счет погашения недоимки за надлежащими в бюджет платежами. Взаимозачет в Украине был введен в 1996 году с целью преодоления платежного кризиса и усовершенствования управления бюджетным средствам. Участниками взаимозачета были две стороны:

- первая: распорядитель средств, который находится на бюджетном финансировании, но не получает средств из бюджета по причине их отсутствия;

– вторая: налогоплательщик платежей в бюджет, который не имеет денег для их уплаты.

Взаимозачет проводится в таких случаях:

1). По расходам, которые предусмотрены в Государственном бюджете, и по платежам, которые полностью принадлежат Государственному бюджету.

2). По расходам, которые предусмотрены в местных бюджетах, и по платежам, которые полностью принадлежат местным бюджетам.

3). По расходам, которые предусмотрены в Государственном бюджете, и налогах, сборах и других платежах, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами.

4). По расходам, которые предусмотрены в местном бюджете, и налогах, сборах и других платежах, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами.

Взаимные расчеты между Государственным и местными бюджетами, а также между местными бюджетами могут возникать в результате проведенного взаимозачета в 2, 3 и 4 случаях. Взаимные расчеты учитываются одновременно в двух финансовых органах, которые выполняют бюджеты, а также у распорядителя средств и налогоплательщика.

Основанием для оформления взаимозачета является решение соответствующего органа. В первом случае решения относительно проведения взаимозачета принимает центральный аппарат Государственного казначейства; во втором – Министерство финансов АРК, областные, городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления; в третьем – центральный аппарат Государственного казначейства; в четвертом – республиканское (АРК), областное, городское управление Государственного казначейства. Основным документом, в котором отображают все необходимые данные для проведения взаимозачета, является «Протокол взаиморасчетов между распорядителем средств, которое финансируется из Государственного (местного) бюджета, и налогоплательщиком». В нем отмечают названия распорядителя средств и налогоплательщика; сумму задолженности плательщика перед бюджетом; сумму, которая может получить из бюджета распорядитель средств; порядок отображения взаимозачета в бухгалтерском учете участников и других сторон.

Протокол взаиморасчетов составляет инициатор проведения взаиморасчетов в восьми экземплярах и подает его в орган, уполномоченный принимать решение о его проведение. Этот орган присылает протокол, по которому принято решения о проведение взаимозачета, всем участникам, которые его подписали, и органам, которые в соответствии с установленным порядком не являются участниками взаимозачета, но контролируют проведение расчетов между бюджетами.

Справку о сумме недоимки составляет налоговая администрация в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляют инициатору проведение взаимозачета, третий – остается в налоговой администрации.

Акт сверки расчетов составляется в трех экземплярах участниками взаимозачета. Первый и второй экземпляры остаются у участников взаимозачета, третий – передается с протоколом в орган, который принимает решения о проведение взаимозачета.

Дальнейший документооборот связан с перечислением средств на погашение задолженности. Перечисление осуществляются на основе платежных поручений. Прохождение платежных поручений аналогично прохождению платежных поручений при взаимных расчетах в результате изменения ведомственной подчиненности.

Вместе с тем, взаимозачеты показали свою несостоятельность из-за многочисленных злоупотреблений и были отменены.