Историческая динамика целей воспитания.


Проблема целей воспитания в педагогике.

Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

ЭПОХА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА
Первобытное общество   «Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры»)
Античность В Спарте – воспитание воина-захватчика.   Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров
  В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека   Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания .......... ...............................................
Средневековье Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на ......................................... Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования  
Возрождение Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: ............ ..................................... ......................................... Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.  
Просвещение Воспитание ................................, ставящего общественные интересы выше личных Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности.
Индустриаль-ная революция Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания Образование женщин Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства
Социальная эволюция постиндустри-ального общества Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса. Разнообразие форм и средств получения образова-ния. Болонский процесс и мас-совизация высшего образования

Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспи-тания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:

-

-

-

Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

- Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

В XXI столетии многие педагоги заговорили о необходимости воспитания счастливого человека.

 

Что, по вашему мнению, способствует, а что мешает реализации этой цели в современном обществе? Какова роль искусства в достижении указанной цели?

 

Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

1. Связь.................................................................................................: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.

2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на.............................................: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им». (Л.С.Выготский).

3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит ........................

..........................................................................................................

4. Взаимосвязь деятельности.....................................................; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.

5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в ...................................педагогическом процессе.