Тема 6 Архитектура Казахстана Монгольского периода и Казанских


ханств (XIII – XIV вв., XV – XVIII вв.) (1 час)

План лекции

1. Народное зодчество Сарыарки

2. Архитектура Западного Казахстана

3. Архитектура Южного Казахстана

4. Архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави

5. Архитектурная эпиграфика

6. Роль цвета в эпиграфическом декоре

Тезисы лекции. Стилистические особенности средневековой архитектуры. Народное зодчество Сары-Арки. Каждому региону Казахстана присущи свои стилистические особенности.

В силу традиций и социально-исторических условий, а также застойного состояния в строительной технике в степных районах Казахстана преимущественно строились мазары. Первые, построенные из непрочных материалов, не сохранились. Многие памятники были разрушены во время джунгарских нашествий XVII–XVIII вв.

Ученые считают, что больше всего памятников народного зодчества сосредоточено на территории Сары-Арки, через которую с давних времен пролегал торговый путь из Европы в Азию. Мазары Сары-Арки, отличающиеся скромностью архитектоники, декора, особенно внешнего, возводились в честь знатных людей рода на невысоких естественных или искусственных (насыпных) холмах. Строились они без фундамента из кирпича-сырца за один-два месяца. По архитектурно-худо­жест­венным характеристикам памятники народного зодчества (мазары) исследователи классифицируют по трем основным видам: круглые (юртообразные), многогранные, прямоугольно-многоугольные.

Уникальным памятником древней Сары-Арки является мавзолей Алаша хана. Одним из первых на мавзолей Алаша хана как на выдающееся достижение архитектуры прошлого и памятник истории культуры обратил внимание Чокан Валиханов. По мнению ученых К.И.Сатпаева и А.Х.Маргулана, он был заложен в XI–XII вв. Расположен в Жезказганской области на правом берегу реки Каракенгир на видном возвышенном месте в некрополе среди других могильных сооружений. Его общая площадь составляет 9,73´11,9 м, высота – 10 м. Материалом для памятника послужил жженый кирпич. Красивой, легкой кладкой выполнен вход в могильное сооружение, внешне напоминающий дверь юрты. Узорная кладка стен здания извне напоминает по своему рисунку характерный орнамент казахского алаша.

Уникально архитектурное исполнение мавзолея. Стены, поднимаясь от фундамента четырьмя углами, кверху незаметно переходят в восемь граней. Еще выше эти восемь граней переходят в купольную крышу из шестнадцати граней. Таким образом, вся эта конструкция как бы напоминает юрту с ее купольным верхом. Прямо у двери в мазар имеется вход в обходную галерею, ведущую вверх к шестнадцатигранному куполу. Стены мазара искусно выложены отчетливыми линиями в виде ромбов, стрелок, прямоугольников, треугольников, а также звездочек. На отдельных кирпичах выбиты тамги некоторых родов, красивые узоры. Шесть окон – «бойниц» мягко освещают сооружение изнутри солнечным теплом. По мнению некоторых ученых, сооружение следует отнести к эпохе Караханидов. В настоящее время завершены реставрационные работы на мавзолее Алаша хана.

В северном направлении вверх вдоль реки Каракенгир в 30–40 км от Жезказгана находится мавзолей Джучи хана – старшего сына Чингисхана, покорителя Вселенной. Место в пространственном отношении благоприятно – холм, на котором воздвигнут архитектурный памятник, является самой высшей точкой в данной местности.

Четкая четырехугольная форма мазара постепенно переходит в купольную сферу, внешне напоминающую войлочную юрту. Приблизительно одна четвертая часть всего здания – портальная часть, возвышающаяся на 8 метров строгой четырехугольной стеной толщиной в метра два. Портал придает всей застройке суровый, грозный и в то же время величественный вид. Кирпичная кладка, обрамляющая портал и грани у купола, имеет строгие геометрические правильные линии выступов и каналов, некогда обложенных глазуревой майоликой бирюзового цвета. Последняя, видимо, служила не только украшением, сколько подчеркивала траурное спокойствие и чувство скорби. Синий цвет, цвет неба у тюрков и монголов, символизировал смерть и все с нею связанное.

По историческим сведениям и стилевым признакам архитектуры (год смерти Джучи хана – 1227; развитый портал, глазурованные облицовочные плитки бирюзового цвета) памятник датируется 1228–1230 гг.

Обращает на себя внимание сходство с ним известного исторического комплекса Шахи-Зинда в Самарканде и, особенно, памятника кыпчакскому батыру, прославленному полководцу Тимура – Бурундуку. По своей архитектурной структуре они довольно близко повторяют общий контур мазаров Алаша хана и Джучи хана. В этой связи вспоминаются слова И.А.Кастанье: «Древности южной половины (южнее параллели Устюрта) Средней Азии вследствие своей роскоши и грандиозности (мечети Самарканда и др.) затмили скромные и бедные памятники северной ее половины, в то время как последние по своей древности и многочисленности заслуживают едва ли не большего внимания, чем первые».

Архитектура Западного Казахстана.Большинство памятников архитектуры долины реки Эмбы, Устюрта и Мангышлака были построены из ракушечника – прекрасного строительного и декоративного материала, а в юго-западных районах Актюбинской и Уральской областей — из песчаника, в основном малые формы надгробий – кулпытасы. В строительстве отдельных памятников XI–XII вв. использовался обожженный кирпич; встречается немало надгробных сооружений из глины и сырцового кирпича.

Архитектура Западного Казахстана не была изолирована от строительной культуры соседних регионов. В отдельные исторические периоды она имела непосредственную связь с архитектурой то низовья Сырдарьи, то средневекового Хорезма, а в поздний период – с русской. В результате умелого сочетания древних традиций местного строительства с некоторыми формами и деталями русского зодчества сложились те своеобразные черты памятников района, которые отличают их от одновременных памятников других районов Казахстана и Средней Азии.

Преобладающая часть купольных мавзолеев Западного Казахстана представляет собой небольшие по величине однокамерные сооружения, которые подразделяются на два основных типа: шатровый с конусно-пирамидальными куполами; мавзолеи со шлемовидными куполами.

Мавзолеи со шлемовидными куполами появились в кыпчако-казахский период. Их главная особенность – своеобразная объемная композиция, состоящая из призматического четверика, верхние углы стен которого приподняты в виде треугольного возвышения, ниспадающего к середине боковых фасадов цилиндрического барабана и шлемовидного купола, увенчанного фигурным шпилем: мавзолей Уали на Устюрте. В тематике декоративного убранства, помимо традиционных зооморфных мотивов народного орнамента и стилизованных растительных форм, встречаются изображения различных видов оружия и предметов домашнего обихода.

Доминирующим элементом объемной композиции этих памятников является шлемовидный купол. Как известно, в средние века шлемы были защитным вооружением только феодальной знати и известных батыров – полководцев, рядовые воины их не имели. Отсюда форма шлема, выражая идею прославления военной знати, становится символом воинской доблести. Исследователь Г.А.Федо­ров-Давыдов пишет: «Сфероконическая форма наших куполов относится к типу шлема кочевников». Ученый имел в виду прежде всего памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII в., имевшие шлемовидные купола, замененные позже на луковичные, как, например, первоначальный шлемовидный купол знаменитой церкви Покрова на Нерли, построенной Андреем Боголюбским.

Таким образом, шлемовидный купол на памятниках Западного Казахстана появляется как символ военной доблести и со временем становится традиционным элементом их объемной композиции.

Архитектура Южного Казахстана.Архитектурные памятники Южного Казахстана отличаются рядом специфических особенностей: монументальностью, богатством декора фасадов и интерьеров. Характерна яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами. Они возводились из долговечных строительных материалов, а по архитектурной композиции были портально-куполь­ными. Этому способствовала география культуры: более благоприятные природные, экономические условия, тесные связи с крупными культурными центрами Средней Азии.

Наиболее яркий пример архитектурного памятника Южного Казахстана – мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане. Мавзолей Ахмеда Ясави – один из величайших памятников культурной жизни Степи, блистательный шедевр средневекового зодчества; пантеон, связанный с действующим у казахов культом предков.

Архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави. Ходжа Ахмед Ясави (Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи) – наиболее крупная фигура суфийского движения в средневековом Казахстане, видный представитель тюркоязычной суфийской поэзии. Жизнь и деятельность Ясави совпали с правлением династии Караханидов (X–XII вв.), а его биография представляет одну из ярчайших страниц истории ислама. Слово «Ясави» означает «из Ясы» – так в древности назывался город Туркестан. Это место проповеднической деятельности Ахмеда.

Ахмед Ясави считался у мусульман вторым после Мухаммеда святым, а город Туркестан — Малой Меккой. Авторитет его был столь высок, что туркестанские шейхи заменяли верующим хадж в Мекку трехкратным паломничеством к могиле Ясави.

У казахов существует форма приветствия при встрече: «Арсыз ба халайық?» — «Живете ли вы в согласии со своей совестью?» Жить в согласии со своей совестью — это важнейшая формула суфизма. Без нее невозможно слияние с Богом. Суфизм — это философское, нравственно-религиозное учение. Широко известен сборник суфийских назидательных стихотворений Ахмеда Ясави «Дивани хикмет» («Книга мудрости»).

Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ясави на месте небольшого надмогильного сооружения был построен один из величайших памятников мирового зодчества. Официальная история Тимура «Книга побед» («Зафар-наме») связывает повествование о закладке здания с событиями конца 1387 г., когда Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Это грандиозное сооружение должно было возвеличить ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.

Однако дата 1394–1395 на хальке двери казандыка дает основание предположить, что Тимур мог отдать распоряжение о строительстве в 1394 г., когда он, окончательно разбив золотоордынского хана Тохтамыша, вернул захваченное правителем Золотой Орды имущество мавзолея Ахмеда Ясави.

Тимур сам определил основные размеры здания, указал состав главных помещений, дал рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.

Мавзолей являлся архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки, помещений административного и хозяйственного назначения. Размеры его в плане 65,5´46,5 м; здание имеет огромный портал и ряд куполов. Высота здания до верхней точки купола центрального зала — джамаатханы (казандыка) равна 37,5 м. Казандык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 м. Вокруг центрального зала объединено более 35 помещений различного назначения: мавзолей Ахмеда Ясави, усыпальница (гурхана), мечеть; дворцовые залы – большой и малый аксараи; библиотека (китапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

«Сложившийся на Востоке этикет субординации во взаимоотношениях членов семьи, рода, племени... стал не только традицией, но и образом мышления... Учитывая эти сложившиеся правила, можно считать, что группа помещений – мечеть и большой аксарай, примыкающие к усыпальнице, наделена более высоким значением, нежели помещения асханы и кудукханы, размещенные как бы в ногах шейха. При этом правая сторона по отношению к усыпальнице (мечеть, китапхана, асхана) является более приоритетной – праведной по сравнению с левой (большой и малый аксараи, кудукхана). Справа от усыпальницы располагается мечеть – по-видимому, третье по значимости ханаки». Связь между помещениями и частями здания обеспечена развитой системой коридоров и лестниц. Мавзолей относится к типу портально-купольных сооружений с продольно-осевым расположением главных объемов портала, джамаатханы и усыпальницы.

Главные помещения – казандык, гурхана и мечеть. В центре казандыка – казан (ритуальный котел), символ единения и гостеприимства (диаметр 2,2 м). Поверхность украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя надпись: «Казан для воды – дар Тимура сооружению в память о Ходжа Ахмеде Ясави». Средняя: «Будь благословен», год изготовления казана – 1389 и имя мастера – Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. Нижняя: «Царство Аллаху!» Ручки котла в виде цветков лотоса. По преданию казан отлит из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 км от г. Туркестана.

Смысловым акцентом всего сооружения является усыпальница. В плане это квадратное помещение с размерами сторон 7,15 м. По стенам его имеются неглубокие ниши, украшенные сталактитами. Усыпальница увенчана двойным куполом: внутренний – конструктивный, внешний – декоративный. Внешний купол ребристый (52 ребра, диаметр – 10 м; высота – 21 м). На барабане – крупная надпись, выполненная почерком «куфи» глазурованными кирпичами синего цвета.

В центре усыпальницы расположена сагана – надгробие из светло-зеленой яшмы (размеры 3,25´1,2´2,2 м). Мечеть мавзолея также своеобразное архитектурное строение, в плане крестообразное, представляет собой продолговатый зал с четырьмя нишами в стенах, с помощью дополнительных подпружных арок переведенный в квадрат и перекрытый небольшим двойным куполом с 16-ю окнами на барабане. На западной стороне мечети уникальный мозаичный михраб (3,5´2,5 м), приблизительно ориентированный на Каабу в Мекке. Михраб образует нишу в стене со стрельчатой аркой; ниша обрамлена декоративной прямоугольной рамой из резной мозаики синих и голубых тонов с коранической надписью, выведенной белыми буквами в стиле «сульс».

В целом комплекс Ахмеда Ясави представляет гармоничный архитектурный ансамбль.

Архитектурная эпиграфика. Туркестанская постройка богато украшена эпиграфическим декором. В монументальном зодчестве Среднего Востока эпиграфика – это арабская письменность, стилизованная в декоративный орнамент.

«Эпиграфический орнамент в стиле декоративного убранства среднеазиатского монументального зодчества конца XIV в. получил массовое использование и по отношению к другим видам декора (геометрическому и растительному) занял превалирующее место».

Емкое определение причин возникновения эпиграфического декора дает исследователь В.Л.Воронина, которая пишет: «...ислам отверг изображения живой природы для выражения религиозных идей. Эта задача была возложена на архитектурную эпиграфику... Искусство каллиграфии получило тем самым фундаментальную основу – письмо стало средством художественной выразительности, одним из видов архитектурного орнамента».

Обнаруженная закономерность использования надписей указывает на то, что система классификации эпиграфического декора была строго канонизирована. Тексты по своему содержанию подразделялись на три основные группы:

коранические тексты;

сунны пророка (хадисы);

богословские сентенции и эпитеты Аллаха.

Все они генетически связаны с архитектурным решением здания. Надписи исторического повествования, даты, подписи мастеров, утратившие свое архитектурное значение, рассматриваются с основными видами архитектурной эпиграфики.

Эпиграфика фасадов. Фасады мавзолея покрыты облицовочными плитками из кирпичной и глазурованной наборной мозаики. В основе кирпичной облицовки лежит принцип укладки плитки в «елочку». При этом чередующиеся между собой терракотовые и глазурованные полосы создают своеобразный рисунок.

О единстве тематики эпиграфического декора фасадов свидетельствует неразрывность текста фриза, соединяющего все три фасада: Западный, Северный и Восточный. Фриз содержит большой фрагмент коранического текста; высота его 2,6 м, длина – 163 м. Содержание надписей левого и правого крыла Северного фасада составляет вместе текст распространенной восточной поговорки: «Раб божий замышляет...» – на правом крыле, «...а Аллах определяет» – на левом крыле.

В нише Северного портала надписи располагаются в медальонах на синем фоне. Все медальоны содержат повторяющуюся 54 раза фразу: «Власть Аллаха, Величие Аллаха». Своеобразие Западному фасаду придает облицовка средней части стены высотой 10,5 м и протяженностью 52,5 м. Рисунок облицовки состоит из многочисленных сопряженных между собой больших крестообразных фигур. Облицовки внутри фигур содержат четырежды повторенный текст: «Аллах – мой господь, Мухаммед – пророк». На Восточном фасаде следует отметить прежде всего разнообразие примененных здесь текстов. Помимо основной надписи «Хвала Аллаху и слава Аллаху», приведены имена и эпитеты Аллаха, Мухаммеда и популярного среди шиитов халифа Али. Эпиграфический декор интерьера сохранился лишь на дверях джамаатханы и усыпальницы.

Интересно решена композиция «халек» двери усыпальницы. (Халька – декоративная металлическая пластина над ручкой двери, которая при открывании самопроизвольно издает звук, оповещая о том, что в помещение кто-то вошел). Основания «халек» представляют собой ажурные литые розетты диаметром 15 см, все линии которых являются элементами эпиграфики – буквами, различительными знаками, огласовками. Надписи выполнены почерком «сульс» и содержат шесть эпитетов Аллаха: «О, Милосердный! О, Достохвальный! О, Сущий! О, Сострадательный! О, Благодетельный! О, Судия!»

Следует рассмотреть почерки, примененные в архитектурной эпиграфике. Как показало обследование эпиграфического декора ханаки Ахмеда Ясави, в надписях на памятнике использованы три почерка: куфи, сульс и насх. Причем почерк «куфи» получил здесь три вариации: монументальный, «цветущий» и геометризированно-орнаментальный. Принято считать, что почерк куфи возник в VII в. и название его происходит от города Куфа, где он получил широкое применение. Название этого почерка соотносится с прямолинейными черными полосками букв, чередующихся с белыми просветами.

«В письме куфи одна шестая – круг, а остальное – прямая линия (каллиграф Кази Ахмед, XVI в.). Таким образом, значительная протяженность горизонтальных и вертикальных элементов букв характеризует основу почерка куфи. В эпиграфике ханаки Ахмеда Ясави самым простым видом куфи является монументальный, выполненный в технике кирпичной мозаики и оформляющий отдельные крупные части здания. Другой вид куфи – «цветущий» применен на мелких элементах памятника: в майоликовых облицовках, резьбе по дереву, литье из металла. «Цветущий» куфи в архитектурной эпиграфике Средней Азии сформировался в X в. и в строго канонизированном виде представлен на памятниках тимуровского времени. Третий вид куфи – геометризированно-орнаментальный применен на памятнике повсеместно. Он стал основным видом декора в памятниках тимуровского времени.

Следующим канонизированным почерком является «сульс» (с араб. – гибкий, плавный). Основой письма стал круг (Кази Ахмед). Связное гибкое написание букв, как бы перетекающих струей-линией одна в другую, характеризует почерк «сульс». Слова Кази Ахмеда о круге как основе нового письма, по-видимому, следует отнести к введению курсивных элементов в отличие от прямолинейных линий в куфи. В эпиграфике ханаки Ахмеда Ясави почерк «сульс» использован в коранических текстах и хадисах, т.е. изречениях Бога и его посланника Мухаммеда.

Почерк «насх»менее всего использован в эпиграфическом декоре памятника. Надписи почерком «насх» выполнены в деталях обеих дверей на фестончатых обрамлениях халек и содержат фрагменты из стихов Саади, подписи мастера. Почерк в этих надписях сохраняет традицию рукописных текстов, декорировке практически не подвергался.

В заключение следует подчеркнуть, что такая отработанная система использования надписей в архитектуре возникла в течение длительного периода становления.

Роль цвета в эпиграфическом декоре. Сакральное значение имеет цветовая символика тимуровских построек: темно-синий цвет начальных букв надписей, набранных глазурованными кирпичиками, может свидетельствовать об изначальности воды в круговороте жизни. Остальной текст, выполненный бирюзовыми глазурованными кирпичиками, указывает на второй этап движения животворной силы в растениях и атмосфере, а темно-синий цвет последних букв может означать, что цикл круговорота завершается возвращением к воде. Логично согласуются с такой трактовкой и растительные спирали в декоре памятника, имеющие не зеленый, как мы наблюдаем в природе, а зелено-голубой (бирюзовый) цвет стеблей. Дальнейшее освоение этого цвета в архитектуре шло параллельно с насыщением зданий эпиграфическим декором. Максимальное применение и эпиграфика, и бирюзовый цвет получают в эпоху Тимура.

Тема 7 Архитектура Казахстана XVIII – XIX вв. (1 час)

План лекции

1. Строительство городов-крепостей

2. Господствующий тип поселения у казахов

3. Строительство мечетей, медресе и общественных зданий

 

Тезисы лекции.Опустошительные набеги на территории Казахстана в начале XVIII века (1723 г. – начало «Великого бедствия») оставили глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время.

В начале 1731 года был подписан международно-правовой акт о добровольном присоединении Казахстана к России, который оказал большое влияние на историю судьбы казахского народа. Этот период ознаменовался развитием городов-крепостей, возникших как опорные пункты царского правительства в Казахстане.

В 1613 году было построена крепость Яик (в 1775 году переименована а город Уральск) и в 1640 голу – город Гурьев. Этот процесс активизируется в начале XVII века при Петре I. На реке Иртыш одна за другой появились: в 1716 г. – крепость Омская; в 1718 году – Семипалатинская; в 1720 г. – Усть-Каменогорская.

В целом в годы присоединения Казахстана к России на его территории возникло более 30 городов и 400 казачьих поселков. Многие из них появлялись и росли как военно-административные центры, но с середины XIX века они превратились в центры торговли и промышленности, такие, как Уральск, Гурьев, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Верный; другие остались на уровне сел.

Развитие этих городов и населенных пунктов, в первую очередь, связанно с перенаселением крестьян из центральной России в Казахстан, которое началось в середине 60-х годов XIX века, а также с торговлей продуктами сельского хозяйства.

К этому периоду Казахстан полностью присоединился к России. Этому способствовало занятие в 1863 – 1864 гг. русскими отрядами ряда кокандских укреплений в Южном Казахстане.

Как известно, в результате завоевательных походов кокандских ханов в 1801 – 1822 году под их властью оказались города Чимкент, Туркестан, Сайрам; на правом берегу Сырдарьи кокандцами были возведены крепости Яны-Курган, Джулек, Ак-мечеть, Чим-Курган, Кош-курган; заново была построена крепость Сузак.

Казахстанские города еще не являлись крупными центрами концентрации промышленного производства. В них главным образом шла первичная обработка сельскохозяйственного сырья, прежде всего кожи.

Анализируя планировку городов, следует отметить, что Казахстан в градостроительном отношении оставался связанным как с Россией, так и со Средней Азией. Города западных и северо-западных районов – типично русские провинциальные города.

Были составлены планы городов Петропавловска в 1858 и 1861 г.; Верного в 1868, 1875 и 1912 г.; Акмолинска в 1880 г.; Семипалатинска в 1823, 1856 и др. Наряду с этими во 2-й пол. XIX века появилось много рабочих поселков в Казахстане. Одновременно усилился процесс перехода значительной части скотоводов к оседлости.

Господствующий тип поселения у казахов до 1917 – 1920-х гг. условно называется «гнездовым»: несколько хозяйств беспорядочно ставили зимние жилища вблизи одно от другого; возле рек, в районах развития земледелия, такие зимовки располагались рядом и образовывали длинные (вдоль рек) селения в несколько километров; складывался также уличный и линейный план сел джатаков (джатак – бедняк, лишенный скота и перешедший целиком к занятию земледелием).

В конце XIX – начале XX веков в плане жилого дома казахов произошли довольно значительные изменения. Вместо прежней однокомнатной у более зажиточной части населения появились 2-х и нередко 3-х комнатные дома. В начале XIX века для отопления устраивали очаг (казандык), а в конце столетия к нему пристраивается дымоход с тремя вертикальными, реже горизонтальными коленами.

Были выявлены аналогичные 2–3-х комнатные жилища на зимовках семиречинских казахов по берегу реки Или. Отличие их состояло лишь в том, что к жилищу обычно добавлялась шошала – стационарная постройка в форме юрты. Жилище отапливали печью с прямым дымоходом. Строительные материалы: камышово-деревянный каркас, обмазанный глиной, камень, дерево.

В этот период потребности кочевого общества способствовали расширению в Казахстане традиционных типов жилища, которые могли бы по своему культурно-бытовому назначению разделены на 4 группы: юрта административно-общественного характера – ставка (ак-орда); гостевая (конак-уй); основная летняя жилая юрта (глава семьи – улкен-уй, ак-уй), обычная юрта отдельной семьи, молодоженов (отау и кюйме); юрты походные (жолым-уй, кос, курке, аблайша); юрты хозяйственно-бытовые (для приготовления пищи и хранения продуктов – ас-уй). Все это свидетельствует о стремлении кочевников лучше организовать культурно-бытовые условие в специфических условиях. Общий вид кочевого аула представляет композицию из юрт, отличающихся друг от друга лишь размерами. Это подтверждается А.Х. Маргуланом, который пишет, что «главное отличие юрт-ставок от других – размером: минимум 12, в середине 18 и самая большая 30 отдельных решеток (канат)». Необходимо отметиль, что юрты-ставки, гостевые, жилые летние юрты по своему архитектурно-художественному построению разделяются на кыпчакскую (казахскую) и монгольскую (калмыкцко-торгоутскую), которые получили распространение и развитие в Казахстане. Как кыпчако-казахский, так и монголо-калмыцкий типы юрт сохранились до сегодняшних дней. Устройство их форм, по-видимому, объясняются стабильностью самого кочевого общества и его хозяйства и одновременно наилучшей приспособленностью к природно-климатическим условиям.

В целом следует отметить, что если памятники мемориального зодчества Сырдарьи, Семиречья и Центрального Казахстана имеют много сходных черт, то в Западном Казахстане (Мангышлак, бассейн реки Эмбы, Сагыза и Уила) они обладают отличной особенностью, прежде всего благодаря строительству их из белого известняка.

В 80 – 90-х годах XIX века мемориальная архитектура Казахстана в своем развитии достигает высокого уровня. Мемориальное зодчество Западного Казахстана. Типология: кой-тасы, кулпы-тасы, сагана-тамы, мавзолеи. Особенности использования строительных материалов, конструктивные приемы, архитектурно-художественная обработка (роспись, резьба по камню, пластическая моделировка). Жилищно-культовые комплексы и некрополи. Зодчие умело используют возможности орнаментального искусства и достигают, вопреки мемориальной принадлежности сооружений, высокой степени жизнеутверждающего звучания их архитектурных форм и композиций. Характерным примером может служить архитектура мавзолея Тажике в некрополе Акуюк, Омара и Тура (1897 г.), Айтмана в Западном Казахстане (последние два – лучшие произведения известных народных мастеров братьев Каражусуповых). Крупномасштабные рельефы членения фасадов придают мавзолею Омара и Тура эмоционально насыщенную характеристику и своеобразие. В решении этого интерьера мастера умело производили основные черты внутреннего убранства юрты.

Сырцовые мавзолеи Центрального (памятники Бетпак-далы) и Южного Казахстана (Сузакские мавзолеи), их особенности и общие черты. Арочно-купольные сырцовые, стоечно-балочные мечети с айванами и без них.

В начале XX века в композиции мемориального зодчества начинается тенденция к перенасыщенности элементами и декоративизму.

 

Тема 8 Архитектура Казахстана XIX – начала XX века (1 час)

План лекции

1. Появление новых городов

2. Новые типы зданий

3. Монументальная архитектура Казахстана

4. Особенности модерна в Казахстане

 

Тезисы лекции.Формирование двухчастной структуры в старых городах, появление новых городов, влияние русской и европейской архитектурно-градостроительной традиции. Жилище кочевого и оседлого населения.

Новые типы зданий: административные, лечебные и учебные заведения, вокзалы, культовые сооружения. Основные памятники периода. Влияние различных стилей на формирование архитектурного облика городов (классицизм, модерн, кирпичный стиль и др.). Деревянное и каменное жилищное строительство.

В конце XIX – начале XX века в народное хозяйство Казахстана проникают элементы русской архитектуры.

В середине XX века начинается новый подъем в развитии монументальной архитектуры Казахстана: совершенствуется как портально-купольные, так и купольно-центрические типы мавзолеев в степи и строительство мечетей (медресе) в городах и других населенных местах. Примером тому – архитектура мавзолеев: Шокая в селе Байкадам; Жуздена на реке Кара-Кенгир (Центральный Казахстан), Бурабая в некрополе Сейсен-Ата и др.

Архитектурная форма становится со временем монументальной и пластичной. Характерна архитектура шестиугольного в плане, лишенного деталировки крупномасштабного сооружения мавзолея Иргалия. Здание, вместе с тем, покрыто новым для архитектуры Казахстана шлемовидным куполом.

Мавзолей на Устюрте и Мангышлаке. Наряду с мавзолеями в Казахстане в этот период широкое распространение получили многочисленные надгробные сооружения, такие, как сагана, сагана-тамы, кулпы-тасы, кой-тасы, уш-тасы и др.

Во 2-й половине XIX века заметно оживилась городская жизнь, торговля, увеличилось население городов, развивается промышленность. Все это вызвало в жизни строительства общественных зданий, в том числе мечетей и медресе. Первой в казахской степи каменной мечетью была Касымовская мечеть в Петропавловске, построенная в 1795 году. Рядом с мечетью одновременно возводилась медресе. Таким образом, в комплексе объему мечети отводилось центральное положение, и она становилась композиционным ядром.

Анализ общественных зданий, созданных в Казахстане русскими зодчими и строителями в этот период, показывает, что в их архитектуре, как и в России во 2-й половине XIX века, господствовало стилизаторство и с 80-х годов XIX века и в начале XX века возникает модерн.

Своеобразие модерна в Казахстане проявилось в следующих направлениях.

Первое направление. Эти сооружения выполнены в духе «модернизированной» классики (т.е. неоклассицизм с отдельными элементами модерна): дом купца Янгуразова, построенный в конце XIX века в Петропавловске. Здесь видны характерные признаки модерна.

Одним из ярких работ петропавловских зодчих конца XIX века остается жилой дом купца Янгуразова (ныне здание Облфо). Он построен в конце XIX века, находится в центральной части города. Дом деревянный, оштукатуренный под каменный. Эта имитация была вызвана и для придания представительности собственному дому, и для создания определенного облика улицы по требованию архитектурного зодчества. Здание 2-этажное: 1-й – цокольный, был занят хозяйственными помещениям. 2-й – жилые помещения хозяев дома. Дом располагался на пересечении 2-х улиц и оформляет ул. Ульянова главным фасадом, ул. Горького – боковым. Кроме жилья на участке находились: лавка для торговли, конюшни, склады, туалет. Ведущее звено композиции – 3-частное членство главного фасада 2 ризалитами, статичность и значительность каждого из них подчеркнута осью огромных усеченных круглых окон 2-го этажа. Средний участок воспринимается как вставка в ряд строгих прямоугольных окон. Ось ризалитов подчеркнута своеобразными фронтонами над круглыми окнами в виде щипцов. Усеченные вершины щипцов служат основанием для пирамидок-шпилей. Углы каждого объема ризалита акцентированы вертикальными рустованными пилястрами, которые пересекаются лишь карнизом, отделяющим первый этаж от второго. Вертикали пилястр заканчиваются в верхней части здания вазами. Венчающая часть фасада украшена стилизованными узорами растительного орнамента. Все это придает жилому дому с оригинальными фронтонами изящество и привлекательность. Внутренняя лестница ведет сразу на второй этаж. Коридорная система связывает все комнаты. Архитектурное решение здания в целом восходит к старомосковской традиции (здание типографии Сытина на Тверской улицы в Москве) [стр 174-175].

Дом Кубрина в Акмоле (1910 г., ныне Областной краеведческий музей). Выступающий эркер с лепниной говорят о влиянии модерна, вместе с тем – о классицистической ориентации.

Дом купца Зайцева в Павлодаре (1897 г., ныне штаб ГО по улице Фрунзе). Построен по проекту архитектора Батова: эркер, насыщенный декоративными деталями, кованные ажурные решетки. Основной материал дерево.

Второе направление проявлялось в зданиях в стиле модерн, обращенном к традициям средневекового искусства (в основном западноевропейского): бывший кинотеатр «Эхо» (затем «Октябрь», 1909 – 1911 гг. в Усть-Каменогорске).

Дом купца Юзефовича, построенный в 1959 году в Петропавловске. Особенности архитектуры иллюстрирует искания модерна, опирающиеся на опят прошлого, переосмысление опыта средневекового русского, западноевропейского и даже восточного зодчества. К элементам модерна можно отнести: решение фасада продиктованное внутренним пространством, криволинейность в очертаниях перекрытий, башенки с куполом, люкарной; пространственная концепция модерна с расчетом на разную выразительность с разных точек зрения. Целостность восприятия, ощущение «органичности» сооружения показывает, что разнородные элементы удалось органически соединить и создать выразительный образ богатого жилого дома. Заслуживают внимания и интерьеры этого здания с печами, облицованными цветными изразцами [7, с 168].

Отмеченные направления характеризуют начальную стадию модерна.

Третье направление не имело прецедентов в прошлом. Это так называемый «чистый модерн», обновленный (здание Романовского училища 1919 года, построенное архитектором С.А. Гаврильчиковым в Петропавловске).

Четвертое направление модерна отражает первые попытки создания национального стиля, который прослеживается в зданиях, выполненных в так называемом кирпичном стиле: Железнодорожные вокзалы в Уральске (1894г.) и Кзыл-Орде (1905г.) и др.

Наглядным примером дома «кирпичного» стиля служит дом купца Макеева в Акмоле, 1914 – 1918 г., арх. А. Павлович (ныне поликлиника по улице Сакко и Санцетти 40). Ряд жилых домов в городе Петропавловске также построены в «кирпичном» стиле.

Так образом, как отмечал Ф. Энгельс, «господство России играет цивилизаторскую роль для Черного, Каспийского морей и Центральной Азии».