П.Чаадаев: исторические судьбы России


Россия: диалог между Востоком и Западом

Современные концепции

Согласно позитивисткому подходу человечество в своем историческом развитии проходит стадии:

• традиционного;

индустриального;

• постиндустриального общества.

По теории модернизации Олвина Тоффлера(род.1928), при переходе от традиционного к постиндустриальному обществу становятся характерными следующие черты:

· преобладание инноваций над традициями;

· ярко выраженное личностное начало;

· преобладание либерально-демократической системы власти;

· культ науки, фундаментальныхзнаний, высоких технологий;

· преобладание людей с активной жизненной позицией.

Н. Бердяев считал, что противоречивость и сложность русской души связана с тем, что в России сталкивается Восток и Запад. В русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Есть соответствие между необъятностью русской земли и характером русского человека. Русскому народу трудно овладеть огромными пространствами. Все силы народа тратились на сохранение бескрайных просторов, в результате государство крепло, а народ хирел.

Два противоположных начала легли в основу русской души: языческая дионисийская стихия и аскетически-монашеское православие. Отсюда и противоположные свойства русского народа: преклонение перед государством и анархизм, жестокость и доброта, индивидуализм и страсть к коллективизму, национализм и всечеловечность, искание Бога и воинствующий атеизм, смирение и наглость, рабство и бунт.

Бердяев закончил свои размышления над русской историей слова­ми Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Трагедия русско­го народа, считал он, в том, что русская власть никогда не была верна этим словам.

В своем знаменитом «Философическом письме» Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) под­верг критике всю русскую историю. Россия лежит между Западом и Востоком. Упираясь одним локтем в Китай, а другим в Германию, русские должны были бы соединить в себе два великих на­чала: воображение и рассудок, должны были бы взять все лучшее из окружающих стран. Но ничего не взяли. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру важный урок — урок, как не нужно жить.

Во всем, считал Чаадаев, виновата православная религия. Католицизм с его военно-монашескими орденами, крестовыми походами, завоеваниями новых земель значи­тельно повлиял на развитие многих стран, протестантизм дал мощный толчок развитию капитализма.

Рос­сии необходим новый хри­стианский импульс