Условия разработки кадровой политики
Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно выделить четыре основных фазы:
1. Хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде.
2. Стратегическое планирование в узком смысле - предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предложение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации).
3. Управление стратегическими возможностями - выявления внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем).
4. Управления стратегическими задачами в реальном штабе времени -разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижения соответствия персонала задачам работы организации, проводящихся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования. Для открытой закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл.. 4..2).
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов-внешнее по отношению к организации и внутреннее.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
1. Нормативные ограничения.
2. Ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применения тестов при приёме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Таблица 4.2. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики
Тип стратегии организации | Уровень планирования | ||
долгосрочный (стратегический) | среднесрочный (управленческий) | Краткосрочный (оперативный) | |
Открытая кадровая политика | |||
Предпринимательская | Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика формирования о фирме. Формирование требований к кандидатам. | Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведения конкурсов, выдача грантов. Установления контактов с кадровыми агентами_____ | Отбор менеджеров и специалистов под проекты |
Динамического роста | Активная политика привлечения профессионалов | Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев формирования горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов_________ | Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под код конкретные виды работ. Адаптация персонала |
Прибыльности | Разработка новых форм организации труда под новые технологии | Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест | Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих) |
Ликвидационная | Не рассматриваются | Создания нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству | Оценка персонала с целью сокращения. Консультирования персонала по вопросам профессиональной ориентации, программ обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости |
Круговорота | Оценка потребности в персонала для различных этапов жизни организации | Поиск перспективных специалистов | Консультированная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи |
Закрытая кадровая политика | |||
Предпринимательская | Создание собственных (фирменных) | Поиск перспективных специалистов | Привлечение друзей, родственников и знакомых |
Динамического роста | Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный-Японский) | Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет._________ | Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведения программ адаптации персонала |
Прибыльности | Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат | Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ | Создание кружков "качества", активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов "внутреннего найма" - совмещения_______ |
Ликвидационная | Не рассматриваются | Проведение программ переподготовки | Поиск рабочих мест для перемещения персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников__________ |
Круговорота | Создание "инновационных" отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов | Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме. | Культивирование "философии фирмы". Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации |
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которых так или иначе вовлечены работники кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых работ.
Факторы внешней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.
1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленное на быстрое получения прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства с множеством филиалов.
2. Стиль управления, закрепленной, в том числе и в структуре организации.
Сравнение организации, построенной центральным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
3. Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристики работ, привлекающие или отталкивающие людей:
1) Степень требуемых физических и психических усилий.
2) Степень вредности работы для здоровья.
3) Месторасположение рабочих мест.
4) Продолжительность и структурированность работы.
5) Взаимодействие с другими людьми во время работы.
6) Степень свободы при решении задач.
7) Понимание и принятие цели организации.
4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующей стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
1) Максимальное включения мастерства и опыта каждого сотрудника.
2) Обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы.
3) Получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
Выводы
1. Кадровая политика организации направлена на приведение кадрового потенциала в соответствие целям и стратегии развития.
2. В зависимости от факторов внешней среды, корпоративной культуры может быть эффективна либо открытая, либо закрытая кадровая политика.
3. Уровень осознания и степень влияния на кадровую ситуацию в организации также определяют тип кадровой политики.
4. Для построения адекватной кадровой политики необходимо разработать представления о целях, нормах и способах осуществления кадровых мероприятий. Основным механизмом поддерживания адекватной кадровой политики должен стать мониторинг персонала.
Тема 5: Управление персоналом развивающейся