Этапы построения кадровой политики
Политики
Кадровый процесс | Тип кадровой политики | |
открытая | закрытая | |
Набор персонала | Ситуация высокой конкуренции на рынке труда | Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук |
Адаптация персонала | Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрения новых для организации подходов, предложенных новичкам | Эффективная адаптация за счет института наставников ("опекунов"), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы |
Обучение и развитие персонала | Часто проводится во внешних центрах, способствует в заимствованию нового | Часто проводится во внутри корпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации |
Продвижение персонала | Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала | Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры |
Мотивации и стимулирование | Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации) | Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии) |
Внедрение инноваций | Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций – контракт, определение ответственности сотрудника и организации | Необходимо специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия |
Закрытая кадровая политикахарактеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровой политики характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирования особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым вопросам иллюстрирует таблица 4.1.
В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия – обеспечения высокого качества кадрового потенциала.Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика – составная часть стратегически ориентированной политики предприятия. Цель кадровой политики – обеспечения оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходит к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формировании кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
1. Разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей.
2. Организационно - штатная политика-планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещения.
3. Информационная политика-создание и поддержка системы движения кадровой информации.
4. Финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирование труда.
5. Политика развития персонала-обеспечения программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирования команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации
6. Оценка результата деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегия организации, выявления проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы эффективности деятельности).
Рассмотрим процесс формирования кадровой политики в организации. Так, у части уже давно функционирующих организаций существует документально закрепленное представления о кадровой политики предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представления о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, то необходимо осуществить ряд этапов проектированию кадровой политики.
Этап 1. Нормирование. Цель - согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапы развития организации, спрогнозировать возможные изменения, корректировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Э т а п 2. Программирование. Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Не обходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом, как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияния на разработку таких программ, - представления о приемных инструментах и способах воздействия, их согласования с ценностями организации. Например, в ситуации с закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух "единой семьи", нецелесообразно при приеме использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Э т а п 3. Мониторинг персонала. Цель-разработка процедур диагностики и прогнозирование кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики, и механизм выработки конкретных мер по развитию и использование знаний, умений и навыков персонала. Целесообразна оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включая в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.