Методы прогнозирования


Лекция №15 Политическое прогнозирование

œПлан лекции:

1 Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования.

2 Сферы применения и основные принципы политического прогнозирования.

FЦель лекции - исследование и анализ политических прогнозов процессов демократизации известных политологов

&.1 Политическое прогнозирование - это процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях существующей действительности.

По срокам прогнозы делятся на оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). С увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается.

Основания политического прогнозирования:

- различные виды статистической информации;

- данные социологических исследований, опросы общественного мнения;

- материалы средств массовой информации;

- данные разведки;

- исторические;

- психологические;

- экономические;

- этнографические исследования.

Инструментарий прогнозирования - это система организационно-технических элементов, обеспечивающих высокое качество прогноза. В инструментарий включаются разнообразные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения, специальные системы предсказания.

Система поэтапных действий политического прогноза включает:

◆ структурный анализ политической системы, выделение ее компонентов, определение характера связей, зависимостей между ними;

◆ выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;

◆ выявление основных тенденций, направлений развития действующих в системе процессов;

◆ экстраполяция (мысленное продолжение в будущее) этих процессов;

◆ синтез этих траекторий в их взаимодействии;

◆ составление комплексного прогноза развития политической системы.

Метод экстраполяции. Этот метод основан на том, что большинство политических феноменов - процессы, то есть явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий.

Метод аналогии. На основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Этот метод можно использовать в прогнозировании событий или отдельных политических феноменов.

Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев связано с оценкой тенденций развертывания ситуаций, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает.

Экспертная оценка. Производится с помощью специалистов, опыт и знания которых в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса или деловой игры - групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам в рамках разработанного сценария.

Метод моделирования. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта.

2 Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики. Оно отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни. Поэтому политическое прогнозирование должно основываться на принципах альтернативности, системности прогнозирования, непрерывности, верификации (проверяемости):

- принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, то есть определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя смешивать с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основанного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития политических событий. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации;

- принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования в области политики следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования на данном этапе практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера;

- принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных политических акций, митингов, забастовок и т.д.;

- принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.

sВопросы для самоконтроля:

1 Какой смысл Вы вкладываете в понятие «прогнозирование»? М

2 Проанализируйте методологию политических прогнозов З.Бжезинского и С. Хантигтона;

3 Какие функции выполняет политическое прогнозирование?

4 Охарактеризуйте сущность политического прогнозирования и его основные виды

5 Методы глобального политического прогнозирования и его основные принципы

¨Рекомендуемая литература:

1 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

2 Краснов Б.И. Политическое прогнозирование // Социально-политический журнал. 1994. № 11—12.

3 Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

4 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

5 Сергеев А.В. Предвидение в политике. М., 1974.

 

 

Байдибекова Лаура Абдиманаповна

 

Конспект лекций по дисциплине «Политология»

Подписано в печать __________________________

(число.месяц.год)

Формат бумаги XxY 1/16

Бумага типографская. Печать офсетная. Объем ……п.л.

Тираж …….экз. Заказ № …….*

© Издание Южно-Казахстанского государственного университета

им. М.Ауезова

 

Издательский центр ЮКГУ им. М.Ауэзова, г. Шымкент, пр. Тауке хана, 5

 

 

*Данные значения выставляются ИЦ