Христианская.


А. Тойнби: мировые цивилизации

Арнольд Тойнби (1889 - 1975) был не только продолжателем идей О. Шпенглера. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития исто­рии, подкрепив ее еще большим историческим материалом. В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитывал 37 цивилизаций.

Цивилизация — это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущей схемой истории согласно Тойнби является:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

ответ цивилизации в целом на вызов.

Некогда древние греки, жив­шие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а угодья истощились, народ перешел к возделыванию оливковых плантаций. Одним маслом жив не будешь, и афиняне стали менять его на скифское зерно. Масло наливали в глиняные кувшины и транспортировали по морю, а это стимулировало гончарное производ­ство и искусство мореплавания. Греки начали разрабатывать и серебряные рудники, потому что торговля требовала денег. Таким образом, афиняне во сто крат приумножили свои богатства.

Тойнби приводит много примеров неспособности людей ответить на вызов. Такова судьба цивилизации майя. Знаменитые огромные пирамиды когда-то были свидетель­ством победы человека над природой. Но даже с высоты своих дворцов и пирамид майя не смогли увидеть подкрадывающегося врага. Человек не смог предотвратить наступление леса, который поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов.

 

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

· творческого меньшинства;

· инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Инертное большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой и умирание.