Концепции однолинейного прогрессивного развития


Философия истории

Слова Ницше: Бог умер!

Кризис современной европейской культуры, как и кризис западной цивилизации, начался уже давно, почти сто лет философы говорят об этом. Первым, кто возвестил кризис, был Фридрих Ницше. В своей книге «Так говорил Заратустра» он возвестил всему миру зловещие слова: «Бог умер!». Бог европейской истории, а именно христианский Бог, утратил свою значимость для человеческой жизни.

На место Бога пришел нигилизм - пол­ное безверие, вседозволенность, крушение моральных норм. Люди еще ходят в церковь и молятся, однако любовь уже не являет­ся действенным принципом всего совершающегося. Богочеловек подменяется Человекобогом, который может вмешиваться в историю, поворачивать вспять реки, утвер­ждать свои законы взамен божественных заповедей.

Культура утеряла свою связь с природой. Исчез контакт человека с природой, а вместе с ним исчезла глубокая эмоциональная энергия. Нет больше такой реки, писал Карл Юнг, в которой обитали бы ду­хи, нет теперь голосов, которые говорят с человеком из камней, расте­ний, животных, точно так же, как и человек больше не говорит с ними, не верит, что они могут его услышать.

Собственно, и у Ницше, и у Юнга речь идет не о кризисе, а о конце культуры. XX век, заметил Мартин Хайдеггер, так и не избавился от иллюзий относительно прогресса, светлого буду­щего, от надежд на сверхъестественное спасение. Но никто не спасет человека, кроме него самого.

Мы сейчас находимся на полпути к возникновению новой культу­ры, в смутное время всевозможных крушений и переломов. Какова бу­дет эта новая культура, в чем будут заключаться ее новые ценности — сейчас еще никому не известно.

Европейская христианская культура сегодня подходит к своему критическому состоянию

Множество философско-исторических концепций можно свести к трем группам:

· концепции однолинейного прогрессивного развития,

· концепции многолинейного развития,

· концепции циклического развития.

Представители этой группы — Гегель, Маркс — считали, что история человечества едина, все народы идут к одной цели. Только цели философы предлагали разные.

По Гегелю, в истории действует ми­ровой разум, который постепенно разворачивается и направляет людей. Цель всемирной истории — познание мировым духом самого себя.

По Марксу, все народы должны прийти к коммунизму.В светлом будущем не будет эксплуатации, нищеты, полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самоусовершенствованием.

У Гегеля и Маркса конечная цель человечества — торжество разума и свободы на земле