Трудовое воспитание


Задачи трудового воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения включают формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда. По мере роста и развития ребёнка в трудовом воспитании выделяется формирование навыков с последующим расширением содержания.

Одной из важных задач трудового воспитания является развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, умения работать совместно. Необходимо учить детей с нарушениями зрения быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умение действовать в соответствии с планом.

Предусмотрены следующие виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Дети с нарушениями зрения при поступлении в специальное дошкольное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатом большой недооценки детей с нарушениями зрения со стороны взрослых, поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности.

Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей с нарушениями зрения, придаёт им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребёнка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых (мытьё игрушек, приготовление стола к завтраку, обеду).

Дежурства по столовой, в уголке природы, на занятиях и др. развивают ответственное отношение к поручениям и обязанностям, служат предпосылкой к возникновению общественных чувств и отношений.

В старших группах детского сада необходимо организовать систематическое участие детей в различных видах труда: в ручном труде, в дежурствах; особенно важен труд в природе (уход за животными и растениями в уголке природы, труд на огороде и в саду, цветнике).

В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы для работы в помещении и на участке был подобран инструмент и материал (например, из дерева).

Осуществляя трудовое воспитание детей с нарушениями зрения, воспитателю следует проявлять осторожное, внимательное отношение к увеличению объёма труда с точки зрения педагогической целесообразности. Обязательным является учёт офтальмо-гигиенических условий. Это особенно касается содержания и методики организации ручного труда. В условиях детского сада для детей с нарушениями зрения отдельные виды труда требуют создания специальных условий и методов.

Основным методом работы является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению, инструкции.

В процессе трудовых действий следует развивать зрительные способности, формировать предметные образы и предметно-практические действия.

При этом важно обеспечить удобные условия для зрительного восприятия приёмов показа действий, когда воспитатель приглашает детей подойти ближе, чётко и лаконично даёт словесные пояснения.

В ручном труде все детские поделки следует использовать в различных видах деятельности: в игре, на занятиях, дети могут делать подарки малышам, взрослым. Важно воспитывать у детей с нарушениями зрения понимание необходимости доводить начатое дело до конца. Это воспитывает у них уверенность в своих силах, самостоятельность, желание трудиться.