Функции участников торгов
Классификация торгов
В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:
» открытые торги;
» открытые торги с предварительной квалификацией;
» закрытые торги;
» единичные торги.
При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют публичными». Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм.
Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.
Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию). Некогда эта документация продавалась за достаточно символическую плату, исчислявшуюся десятками или сотнями долларов. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать цену до нескольких десятков тысяч долларов. Этим преследуется двоякая цель:
а)возместить свои затраты на подготовку тендерной документации (а иногда и проектной, на основе которой разрабатывается тендерная документация);
б)отсечь от участия в торгах маломощные компании.
Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого короткого списка.
В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.
Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.
Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.
Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги.
Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов.
Итоговая классификация видов торгов :
По доступу участников
- Открытые
- Закрытые
По способу проведения предварительного отбора претендентов организатором торгов
- С предварительной квалификацией участников
- Без предварительной квалификации участников
По участию в торгах иностранных оферентов
- С участием иностранного оферента;
- Без участия иностранного оферента
По участию оферентов в процедуре торгов и оглашению их результатов:
- Гласные
- Негласные
При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом. Заказчик:
» принимает решение о проведении подрядных торгов;
» определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;
» контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
» устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.
Организатор торгов:
» подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;
» формирует тендерный комитет;
» направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно- консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;
» утверждает результаты торгов;
» рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
» ликвидирует тендерный комитет;
» несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.
Тендерный комитет:
» производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
» проводит предварительную квалификацию претендентов;
» организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
» проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
» обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
» осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
» определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
» публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.
Претендент имеет право:
» получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;
» обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.
Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.
Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:
» по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;
» вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;
» вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.
С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.
Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом с целью:
» проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;
» подготовки тендерной документации;
» разработки условий предварительной квалификации;
» оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;
» оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;
» разъяснения условий конкурса и т. д.
Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом — с другой.
Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.
Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:
» правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
» координация разработки тендерного законодательства;
» содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно-консультационных фирм;
» консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.