Функции участников торгов


Классификация торгов

 

В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:

» открытые торги;

» открытые торги с предварительной квалификацией;

» закрытые торги;

» единичные торги.

При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют публичными». Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм.

Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.

Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию). Некогда эта документация продавалась за достаточно символическую плату, исчислявшуюся десятками или сотнями долларов. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать цену до нескольких десятков тысяч долларов. Этим преследуется двоякая цель:

а)возместить свои затраты на подготовку тендерной документации (а иногда и проектной, на основе которой разрабатывается тендерная документация);

б)отсечь от участия в торгах маломощные компании.

Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого короткого списка.

В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.

Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.

Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.

Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги.

Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов.

Итоговая классификация видов торгов :

По доступу участников

- Открытые

- Закрытые

По способу проведения предварительного отбора претендентов организатором торгов

- С предварительной квалификацией участников

- Без предварительной квалификации участников

По участию в торгах иностранных оферентов

- С участием иностранного оферента;

- Без участия иностранного оферента

По участию оферентов в процедуре торгов и оглашению их результатов:

- Гласные

- Негласные

 

 

При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом. Заказчик:

» принимает решение о проведении подрядных торгов;

» определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;

» контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

» устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.

Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.

Организатор торгов:

» подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;

» формирует тендерный комитет;

» направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно- консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

» утверждает результаты торгов;

» рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;

» ликвидирует тендерный комитет;

» несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

Тендерный комитет:

» производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;

» проводит предварительную квалификацию претендентов;

» организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;

» проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

» обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;

» осуществляет процедуру торгов и ее оформление;

» определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;

» публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Претендент имеет право:

» получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

» обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:

» по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;

» вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;

» вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом с целью:

» проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;

» подготовки тендерной документации;

» разработки условий предварительной квалификации;

» оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;

» оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;

» разъяснения условий конкурса и т. д.

Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом — с другой.

Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.

Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:

» правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

» координация разработки тендерного законодательства;

» содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно-консультационных фирм;

» консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.