Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века


Основными событиями в экономической и социально-политической жизни Западной Европы XVIII в. явились индустриальная революция в Англии и буржуазная революция во Франции, которые создали предпосылки для интенсивного развития капиталистических отношений.
Серьезные изменения происходят в это время в идеологической сфере. Теология отступает и на смену ей приходит "естественная религия", выводимая из человеческой природы и не нуждающаяся в опоре на догматы. Теизм как единовластие церковной идеологии сменяется деизмом, утверждающим, что Бог, создав природу, не вмешивается дальше в ее развитие, которое осуществляется согласно ее собственным законам (Дж. Толланд, Д. Юм, Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
Возникает и ширится общественное движение, получившее название Просвещение, цель которого состоит в том, чтобы просветить силой познания все существующее. Мыслители, представляющие это течение, выражали антиклерикальные настроения, утверждали, что причина всех человеческих бед - невежество и религиозный фанатизм. Поэтому главные средства оздоровления общества, избавления от социальных бед и пороков они видели в решительной борьбе с суевериями, возвращении к естественной, здоровой природе человека, утверждении в умах людей научного знания, опирающегося на опыт и разум.

· Период Просвещения характеризовали:

o вера в человеческий разум;

o прогресс естественно-научного знания;

o развитие идей "естественного права", признающего равенство людей по их природе;

o утверждение магической роли воспитания.

Век Просвещения знаменуется расцветом научной мысли. Наука перестает обслуживать богословие, становится инструментом познания природы. Осуществляется ее превращение в самостоятельную сферу деятельности, отражением чего являлось создание в ряде европейских стран научных Академий.
Главный идеал эпохи Просвещения - свободная самостоятельная личность, наделенная здравым смыслом. Философия здравого смысла, став основной идеей этого времени, в противовес теологическому учению утверждала право и обязанность человека мыслить самостоятельно, без оглядки на догматические религиозные предписания, апеллируя к собственному опыту и рассудку.
Особое влияние на научную мысль XVIII в. оказало учение И. Ньютона (1642-1727), создателя классической физики, нового научного мировоззрения. Он, независимо от Г. Лейбница, изобрел дифференциальное и интегральное исчисление, был автором теории всемирного тяготения, концепции корпускулярной природы света, важных астрономических и оптических открытий, разработал методологическую теорию, ставшую образцом точного знания и оказавшую воздействие на всех передовых мыслителей XVIII в., включая И. Канта. В 1703 г. И. Ньютон был избран президентом Лондонского Королевского общества (английская Академия наук).

· В работе Ньютона "Математические начала натуральной философии" сформулированы основные "правила философского рассуждения":

1. "Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений". Это принцип экономии мышления, аналогичный "бритве Оккама", представляющий утверждение простоты природы и необходимость ее детерминистического познания.

2. "Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и Америке; свет огня в кухне и свет от Солнца…" Это правило отражает второй онтологический постулат - единообразие природы.

3. "Поскольку мы узнаем о свойствах тел только посредством экспериментов, мы должны считать универсальными все те свойства, которые в экспериментах носят устойчивый характер, и те, которые не могут быть ни уменьшены, ни устранены. Мы не должны уклоняться от очевидности экспериментов, чтобы увлечься снами и изобретенными нами фикциями". Таким образом, наряду с констатацией единообразия природы, это правило отражает принцип опытного (экспериментального) изучения мира.
К числу фундаментальных свойств объективно существующих тел относятся: протяженность, твердость, подвижность и сила инерции. Эти свойства "мы ощущаем не иначе, как посредством чувств". Тем самым утверждается объективное бытие мира, его познаваемость, роль чувственной сферы как главного источника знаний.

4. Основой формирования научных суждений выступает индуктивный метод. Идеи, выведенные путем индукции, являются истинными, в отличие от тех, которые "могут быть вообразимы". Необходимо отказаться от неконтролируемых метафизических допущений ("Гипотез не измышляю"). Тем самым утверждается роль опыта, эксперимента как наиболее действенных способов познания.