Место биологии в системе подготовки врача


Наиболее общие методы, используемые в биологии

 

· Описательный (самый древний). Состоит в описании существующих проявлений жизни, собирании фактов.

· Сравнительный. Основан на изучении сходства путем сопоставления отдельных организмов.

· Исторический. Выясняет закономерности появления и развития организмов в становлении отдельных систем, органов и тканей.

· Экспериментальный. Основан на постановке экспериментов. Позволяет изучать те или иные явления вне организма (изолированно).

Философской основой познания является метод диалектического материализма. Согласно этому методу, все явления в природе следует рассматривать в неразрывной связи, в развитии, в динамике. Данный метод вскрывает причинно-следственные связи.

 

Врач, академик И.В. Давыдовский писал: «Медицина, взятая в плане общей теории, – это прежде всего биология». Такое утверждение основано на следующем.

1. Развитие медицины во многом связано с достижениями в области биологии:

· Исследования Луи Пастера (1862) показали невозможность самопроизвольного зарождения жизни. Он доказал, что гниение и брожение происходят благодаря наличию микроорганизмов. На основе исследований Пастера возникло в хирургии учение об асептике и антисептике.

· Исследования И.И. Мечникова (1845 – 1916), изучавшего внеклеточное пищеварение у кишечнополостных, позволили открыть фагоцитоз и стали основой для создания учения об иммунитете.

· Д.И. Ивановский (1864 – 1920) открыл вирус табачной мозаики и положил начало вирусологии и изучению целой группы заболеваний, вызываемых вирусами.

· М. Шлейден и Т. Шванн создали клеточную теорию и положили тем самым начало изучению патологии на клеточном уровне.

2. Объектом медицины является человек – существо биолого-социальное. Все структуры и функции человека являются результатом длительного исторического развития предшествующих форм жизни, поэтому многие пороки его развития имеют филогенетическую обусловленность. Следовательно, врачи должны хорошо представлять филогенез всех систем органов человека.

3. Известно более 4000 заболеваний, которые имеют отношение к наследственности полностью или частично. Поэтому врач должен хорошо знать закономерности наследственности и изменчивости, которые изучаются в курсе биологии.

4. Здоровье человека сегодня в большой степени зависит от состояния окружающей среды. Наука, изучающая взаимодействие организма с окружающей средой, – экология – также является частью биологии.

5. В курсе биологии изучаются закономерности регенерации и трансплантации, которые должны знать врачи всех специальностей.

6. Раздел практической медицины – медицинская паразитология – изучается только в курсе биологии.

7. На основе биологических наук возникли и развиваются медицинские науки. Так, на базе анатомии, цитологии и гистологии возникла патологическая

 

анатомия; на базе физиологии, иммунологии и биохимии – патологическая физиология; физиология и биохимия послужили основой терапии.