Священное Писание


 

 

Священное Предание- древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия, самая общая форма сохранения Церковью своего учения различными способами, конкретное выражение кафолического самосознания Церкви. "С.П. - то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам - учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды" (Св. митр. Филарет Московский). Единство и непрерывность церковного П. устанавливается самотожеством Церкви во все времена. церковь имеет единую жизнь, движимую Духом Св., и, хотя изменяется историческая оболочка, остается неизменным тот же Дух. Мера церковного ведения, в котором осуществляется осознание П., может быть различна у различных людей и в разные времена; фактически, все П. неисчерпаемо, потому что оно есть сама жизнь Церкви. Однако оно остается живо и действенно, даже будучи неведомо.

П. многобразно и неисчерпаемо в своих формах: писанное, устное, монументальное. Определенное и важнейшее место в нем занимает Священное Писание. Противопоставление Священного Писания и С.П., возникшее на Западе в эпоху реформации, с православной точки зрения не верно. Их следует понимать в их единстве, которое отнюдь не устраняет их действительного различия. С.П. является авторизующим, свидетельствующим о достоинстве священных книг Писания.

П.- неоднозначное понятие и определение его только как устное предание - суживание смысла. С.П., как "предание истины" (св.Ириней Лионский, "Против ересей" 1, 10, 2) не есть историческая память, не есть ссылка на древность или на эмпирическую неизменность. П. - внутренняя, харизматическая или мистическая память Церкви.

Это, прежде всего, "единство Духа", живая и непрерывная связь с таинством Пятидесятницы, с таинством Сионской горницы. Верность

П. не требует архаизирувющего опрощения до эмпирического уровня предыдущих или первоначальных эпох - верность апостольскому Преданию и совсем не означает ни неизменности апостольского быта в Церкви, ни необходимости реставрировать в Церкви порядок апостольских времен. П. есть не только охранительный или консервативный принцип, но, прежде всего, начало жизни, возрастания, обновления. И апостольское время есть не столько внешний пример для подражания, сколько весно обновляющийся источник - в опыте веры, в опыте таинств. Христос явлен в Церкви не только исторически, даже не только в Евангелии. Он неизменно и непрестанно открывается в Церкви. Он живет в Церкви. Или вернее, Церковь живет и жива в Нем.

Кафолический опыт Церви включает в себя историческую память, но не столько в порядке исторического припоминания или воспоминания о чем-то бывшем и прошедшем, сколько в порядке неизменного видения сущего и совершившегося - в кафолической целостности времени. В Церкви преодолевается разрывность времени. В ней нет рокового забывания. В памяти Церкви интегрируется ее благодатный опыт. Эта память и есть Предание, священное Предание Церкви.

Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это и значит, что носителем и хранителем Предания является весь народ Церковный, по выражению Послания восточных патриархов 1848 г. Согласно Катихизису митрополита Филарета, "Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, совокупно и преемственно по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания...". Предание есть благодатный опыт или самосознание Церкви.

Первоначальное П. изустное, - Иисус Христос преподал Свое учение изустно. С течением времени П. становится преимущественно письменным. Практика Церкви в общем составе П. выделяет наиболее существенные части и их облекает силою церковного закона; их исповедание становятся обязательными для христианина. Именно таковы догматы - вероучительные постановления Вселенских Соборов (напр., Символ веры). Наряду с письменными (творения Мужей апостольских, Апологетов, Отцов Церкви, постановлениями Поместных Соборов, литургические тексты) к памятникам Церковного П. принадлежат также зодчество, иконография, церковное искусство, обычаи, устное предание. Это П. несет на себе и печать исторической относительности и человеческой ограниченности. Оно допускает даже отличия, разноречия и противоречия. Жизнь П. состоит в неиссякающем духовном творчестве Церкви, в котором выявляются глубины церковного самосознания.


[1] Г. П. Федотов, Carmen saeculare, ???.

[2] СХ,12. ???