Статистические источники периода Российской империи


Ревизии в Российской империи проводились с 1719 г. с целью установить количество мужчин, которые должны были платить подушную подать и подвергаться рекрутским наборам. Поэтому ревизии охватывали преимущественно мужскую часть податных сословий зрелого возраста (крестьян, мещан и др.). Реже и менее точно учитывались женщины, дети и представители неподатных сословий (дворяне, духовенство). Например, неподатные сословия учитывались только с 1833 г. Всего было проведено 10 ревизий. Территорию Восточной Беларуси, вошедшей в состав Российской империи в 1772 г., охватила 4-ая ревизия 1781–1782 г. Всю территорию Беларуси охватила 5-ая ревизия 1794–1796 гг. Последняя 10-ая ревизия проходила в 1857–1858 гг. После отмены крепостного права в 1861 г. ревизии не проводились вследствие изменений в налоговой системе.

Первичным источником ревизий были ревизские сказки, которые составлялись на отдельного человека или семью. Затем составлялись сводные ревизские сказки на отдельное поселение или волость. В период, когда проведение ревизий распространилось на территории Беларуси, сложился определенный формуляр ревизской сказки. В названии сказки фиксировалась дата, губерния, уезд, село, в случае частновладельческой деревни – имя помещика. Далее шла таблица из граф: номер семьи по порядку, число членов семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» членов семьи, временно отсутствующих и итоговые данные «ныне налицо». Сказка содержала данные о сословной принадлежности и этническом определении лиц податных сословий, размере подати. В заключение ставились подписи ответственных лиц. Данные ревизских сказок сводились в уездные и губернские перечневые ведомости, а затем на уровне всей империи – в генеральные табели (на момент завершения переписи) и окладные книги.

Несмотря на штрафы и другие санкции на момент окончания переписи всегда было много «прописных душ», т. е. тех, кто уклонился от переписи или беглых. Поэтому после проведения ревизии их начинали выявлять, и этот процесс длился до начала следующей ревизии. Поэтому наиболее достоверные данные о количестве податных мужчин в период проведения 8-ой ревизии (1833–1834 гг.), выявлялись к 1850 г., т. е. к началу следующей 9-ой ревизии. В 1799 и 1808 гг. российские власти издавали указы о дополнительной подаче ревизских сказок. А в 1809 г. был издан сенатский указ, по которому евреи наказывались за уклонение от ревизии. Это происходило потому, что ответственность за уплату налогов перед царским правительством нес кагал – еврейская община, беднейшие члены которого стремились уклониться от уплаты налогов.

Использование данных отдельных ревизий (например, 6-ой ревизии 1811 г.) нецелесообразно, так как они недостоверны. Эта ревизия проводилась в большой спешке. Были учтены только мужчины податных сословий. Данные ревизии из-за последовавшей войны 1812 г. не проверялись. Другие же ревизии (например, 7 ревизия 1815 г.) проводилась во время укрепления российского государственного аппарата и ее данные более достоверны.

Церковный учет населения осуществлялся в форме метрических книг и ежегодных клировых ведомостей. Метрические книги составлялись в каждой конфессии для фиксации отдельно актов крещения (и лишь косвенно рождения), венчания (бракосочетания), погребения (смерти). В мусульманских и еврейских метрических книгах фиксировались и разводы. Католики составляли эти книги до 1820-х гг. на латинском языке, затем на польском и русском (для предоставления в органы управления). Православные священники вели книги на русском языке, еврейские — на идиш для внутреннего использования и на русском для предоставления в органы управления. Лютеране вели книги на немецком языке для внутреннего использования и на русском для предоставления в органы внутреннего управления. В книге, где фиксировались крещения, отмечались дата и место (церковь, костел и др.) крещения, имя крещенного, имена отца и матери, их сословная принадлежность, имена и сословная принадлежность крестных отца и матери, имя священника, который проводил обряд.