Затраты, учитываемые при формировании цен


ТЕМА 4. ВЛИЯНИЕ ЗАТРАТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН

Прямые и косвенные налоги в составе цены

Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную соци­ально-экономическую роль:

1) налоги в цене являются главным источ­ником формирования доходов государственного бюджета.

2) влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению.

3) могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздей­ствия на их движение, инфляцию или снижение.

4) налоги выпол­няют активные социальные действия — определяют степень социальной спра­ведливости, влияя на доходы различных слоев населения.

Налоги делят на прямые и косвенные

Прямые налоги платятся плательщиком и не могут возмещаться за счет продажи изделия. К прямым налогам на бизнес относят налог на прибыль.

Косвенные налоги включаются в цену изделия и перекладываются на плечи конечного потребителя. Часть косвенных налогов включается в себестоимость изделия, а часть насчитывается сверх себестоимости. К последним видам налогов относят налог на добавленную стоимость и акциз.

 

Цены напрямую зависят от объема продаж. Между тем сумма, которую готовы уплатить покупатели за товар, никак не связана с затратами на его изготовление. Затраты прямо влияют на решения изготовителей, о том какие товары выпускать и в каком количестве.

Нет ничего не верного в том, чтобы при установлении цены на основе затрат принимать во внимание затраты на производство и сбыт.

Ошибочным является такой подход, когда желаемые объемы продаж и покупатели определяются до того, как станет ясно какую цену реально можно получить за свой товар на рынке. При попытке навязать покупателям свои цены и объемы продаж, можно получить такую ситуацию, когда цены окажутся выше или ниже тех, на которые согласны покупатели. Следовательно, ошибочными окажутся все объемы продаж и финансовые расчеты, которые с ними связаны.

 

Эффективный подход к ценообразованию состоит в следующем:

сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары с затратами на производство,

затем решать – что именно производить и кому продавать.

 

Изменения затрат вызывают и изменения цен. При принятии решения об изменении цен необходимо четко понимать логику такого решения:

- Цены изменяются не потому, что изменились затраты и покупателей необходимо заставить оплачивать их более высокую величину.

- Изменение цен происходит потому, что изменяются объемы товаров, которые фирма может изготовить и продать с прибылью, а значит, нужно менять круг покупателей, которым эти товары предлагаются, а следовательно и всю коммерческую политику фирмы, включая цены. Например, можно направить коммерческую политику фирмы на сокращение затрат, в результате чего и не придется повышать цены.

 

При определении затрат, с которыми надо сопоставлять цены, важно не столько уметь точно определить сумму затрат, сколько представлять как она может измениться при изменении объемов продаж, вызванных принятием решений в области ценообразования.

При этом следует принимать во внимание не все виды затрат.

Итак, при обосновании ценовых решений внимания заслуживают:

1. Приростные затраты (а не средние величины) - это те виды затрат, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж.

В приростные затраты включают:

1) те затраты, осуществление которых является следствием изменения цены. Например, при изменении цен на авиаперевозки, в число постоянных, но приростных затрат войдут затраты на корректировку информации в системе организации продаж билетов, на печать и рассылку новых прейскурантов туристическим фирмам и отелям.

С точки зрения бухгалтеров эти затраты являются постоянными, поскольку не зависят от числа рейсов, но они являются приростными, поскольку их возникновение порождено изменениями цен.

 

2) Возможное изменение условно-постоянных затрат вследствие изменения объемов выпуска. Постоянные затраты не являются абсолютно неизменными. В случае увеличения объема выпуска может потребоваться докупить оборудование, для размещения которого могут потребоваться дополнительные площади и прочие действия, которые приведут к росту условно-постоянных затрат.

Условно-постоянные затраты – те виды постоянных затрат, которые остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов выпуска.

Покажем на графике:

 

 

2. Предотвратимые, или устранимые, затраты -это те затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь.

Например, издержки на рекламу, продажу товара, доставку его покупателю – все являются предотвратимыми. Их можно осуществлять, можно не осуществлять.

В противоположность этому существуют безвозвратные издержки – это издержки, которые необратимо принимает на себя компания. К безвозвратным издержкам можно отнести: прошлые расходы на НИОКР, маркетинг, текущие расходы по долгосрочной аренде. Их компания не сможет изменить, какие бы решения она ни приняла.

Незвозвратные затраты - затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики.

Все средства с точки зрения возвратности затрат на приобретение делятся на:

1) полностью возвратные,

2) частично возвратные,

3) полностью невозвратные.

При анализе ценовых решений с точки зрения их влияния на затраты не нужно учитывать:

1) полностью невозвратные затраты,

2) и «недобор» цены при возможности реализации частично возвратных активов

 

Для целей ценообразования методом учета затрат признается метод NIFO (англ.: next-in, first-out) – оценка ресурсов по цене, которую придется заплатить завтра за восполнение запаса ресурса, потраченного сегодня.

Особенно эта проблема стоит остро в случае резких колебаний цен. В случае повышения цен на ресурсы в стоимость изделия закладываются расходы, которые придется осуществить завтра для восполнения потраченных ресурсов. При этом фирма ничего не выигрывает и не наживается.

 

Неумение распознавать невозвратные затраты ведет к ошибочным решениям в области ценообразования.

Пример. Компания производит товар. Фирма по какой-то причине неверно определила возможные объемы сбыта, и на складе осталось большое количество нереализованной продукции.

Если сейчас предложить руководителям снизить цену в два раза, то скорее всего, они не согласятся. Ведь на производство данного товара потрачены большие средства, которые нужно окупить.

Давайте проанализируем ситуацию. Затраты на производство продукции уже понесены. Какое бы решение сейчас ни было бы принято, изменить эти расходы мы не сможем. Но проблема в том, что компания продолжает нести расходы, связанные с этим товаром:

- расходы на хранение товара на складе,

- проценты по кредиту (на производство данного товара, был взят кредит в банке);

- или если раньше не брали кредит, то для того, чтобы продолжать деятельность, компании нужны деньги, а они омертвлены в запасах. И фирма может быть будет вынуждена взять кредит в банке;

- существуют риски порчи и гибели товаров.

В результате расходы на единицу товара растут:

 

Хранение товара на складе, в ожидании, что он разойдется по ранее установленной цене, выгодно только на протяжении двух кварталов. Начиная с 3-го квартала расходы начинают превышать возможные доходы.

Правильным решением в данном случае будет существенное снижение цены через полгода и освобождение склада.