Паузы в экскурсии


Ответы на вопросы экскурсантов

Техника проведения рассказа при движении автобуса

Соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем

Точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы, указано в методической разработке. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Причиной этого являются длительные сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др.. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это надо, сохраняя все главное в теме экскурсии. Но это не значит что с экскурсии выпадает какая-нибудь подтема или отменяется выход экскурсантов, просто необходимо сократить свой рассказ по подтеме или время отведенное на выход.

 

Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом только через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать объяснения.

 

В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы:

– вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты;

– вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод;

– риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов;

– задаваемые участниками экскурсий по теме.

Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и только четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершению каждой из подтем. Экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Поэтому, делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

 

Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанные, должны быть небольшие перерывы.

 

Паузы преследуют следующие задачи:

• первая - сущностная, когда время перерыва используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного;

• вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам.

 

Паузы в загородных экскурсиях сочетаются с отдыхом, что в соответствии с существующим порядком предоставляются экскурсоводу - 15 минут после окончания каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммированный и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

 

11. Техника использования «портфеля экскурсовода»

Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежи, копия документа - имеет свой порядковый, номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места. Передача в руки экскурсантов экспоната по рядам для более подробного ознакомления не рекомендуется и может быть использована для заполнения пауз при транспортных экскурсиях.