Дополнение к Лекции №2


Состав реквизитов и границы их расположения определяет формуляр документа. Формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности. Еще существует такое понятие, как формуляр-образец документа – модель построения формы документа, устанавливающая форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты.

 

Виды реквизитов: постоянные и переменные, обязательные и дополнительные; их взаимосвязь.

Каждому реквизиту на документе отводится свое место.

При подготовке конкретных документов, применяется не весь набор реквизитов, закрепленных в СТБ 6.38-2004. Также важно помнить о взаимоисключающих реквизитах, таких, которые не могут быть одновременно использованы в одном документе, например, «Адресат» и «Гриф утверждения», «Коммуникационные и коммерческие данные» и «название вида документа» и др. При оформлении конкретных документов следует использовать только один из них.

Все реквизиты делятся на постоянные и переменные. Постоянный реквизит – это реквизит, который наносится при изготовлении унифицированной формы документа и бланка документа («Государственный герб РБ», эмблема, наименование вышестоящей организации, наименовании организации, почтовый адрес отправителя и др.). Переменный реквизит – это реквизит, наносимый при составлении конкретного документа (адресат, виза, резолюция и др.)

 

На бланках изготавливается только первая страница документа, для изготовления последующих страниц используются стандартные чистые листы бумаги. На бланках должны оформляться распорядительные документы организации, организационные (положения, инструкция и др.), внешние докладные записки, внешние справки, протоколы, письма, а также акты.

Однако, в государственных организациях, бланки которых должны содержать изображение Государственного герба Республики Беларусь и оформляться с использованием продольного способа расположения реквизитов, для оформления организационных документов, а также подлежащих утверждению протоколов и актов, бланки применяться не могут.

При оформлении документов не на бланках на них в обязательном порядке должны воспроизводиться соответствующие реквизиты. Рукописный способ является наиболее распространенным при подготовке внутренних информационно-справочных документов (заявлений, докладных и объяснительных записок и т. п.).

 

Порядок изготовления и использования бланков с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

· Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 "Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь"[1];

· Положение о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2000 г. № 1172)[2];

· Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. "О государственных символах Республики Беларусь"[3]


[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №66,1/1414; 2004г., № 157, 1/5906;2007г., № 16,1/8265.

[2] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 5/3742; 2007 г., № 16, 5/24555.

[3] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004 г. № 111,2/1050;2006г.,№ 114,2/1247;2007 г.,№ 170,2/1344;2010г.,№5,2/1630.