Частные методы в языковедении.


Общенаучные методы исследования.

Сравнение используется во всех науках, поскольку всегда необ­ходимо соотнести старые и новые данные, различные результаты исследований и т. п. В языкознании сравнение лежит в основе срав­нительно-исторического и сопоставительного методов.

Индукция заключается в обобщении результатов отдельных ча­стных наблюдений. Это путь познания от данных опыта к их систе­матизации и от систематизированных данных опыта к открытию так называемых эмпирических законов. В лингвистике с помощью индукции решаются задачи типа: какими признаками обладает сло­во? На какие семантико-грамматические классы делятся слова? Как взаимодействуют друг с другом различные семантико-грамматичес­кие классы слов? В каком отношении к слову находится предложе­ние? и т. д.

Дедукция опирается на положение либо постулируемое, либо по­лученное путем предварительного обобщения результатов частных


наблюдений. Нередко с помощью дедукции осуществляется пред­видение и предсказание фактов задолго до их эмпирического от­крытия (например, Д. И. Менделеев таким образом открыл галлий, скандий и германий).

В лингвистике дедуктивного решения требуют, например, такие задачи: является ли данный отрезок речевой цепи словом? К како­му семантико-грамматическому классу принадлежит данное сло­во? и т. п.

Анализ — .это мысленное (или экспериментальное)расчленение предмета на составные части или выделение свойств предмета для изучения их в отдельности. Вспомним, как А. А. Потебня анализи­ровал семантику творительного падежа в русском языке.

Синтез — это соединение составных частей или свойств и изу­чение его как единого целого. Синтез используется прежде всего для анализа членов предложения, строения текста и т. п.

Гипотеза дает синтетически цельное представление об изучае­мом предмете во внутренних связях составляющих его частей и свойств, которые устанавливаются предположительно a priori, до опыта, но таким образом, что признавая наличие этих связей и их отношений, их определенный характер, мы получаем возможность объяснять и предсказывать реальные факты. Сами гипотезы содер­жат только возможные решения, правильность которых либо под­тверждается, либо опровергается в ходе дальнейшего исследова­ния. Доказанная, т. е. согласующаяся с фактами гипотеза есть науч­ная теория.

Частные методы в языковедении начали создаваться только в XIX веке, это были методы сравнительно-исторического изучения языка. Серию методов в XX веке предложили структуралисты. Не­сколько позднее были созданы математические методы изучения языка, самые поздние по времени возникновения — функциональ­ные методы.

Все частные методы изучения языка специализированы на по­знании специальных аспектов языковой деятельности человека и позволяют решать определенные классы лингвистических задач.


Методы сравнительно — исторического и типологического изу­чения языков.

Методы сравнительно-исторического и типологического изуче­ния языков складываются из следующих приемов:

1. Сопоставление лексем родственных языков, близких по зву­
чанию, с учетом выражаемых ими значений. Лат. Nebula — немецк.
Nebel — рус. иукр. Небо (значения: облако — туман — небо). Лат.
Mater — немецк. Mutter — рус. Мать — укр. Мати.

2. Сопоставление лексем одного языка, взятых на разных исто­
рических срезах его развития, изменивших состав фонем или се­
мем. Др.-русск. М Асо — совр. рус. Мясо, укр. М'ясо; РЖбити —
рубити; зьрно — зерно и др.

3. Сопоставление взаимодействующих языков, выявляющее ис­
точники заимствований, роль каждого из языков в полученном но­
вом языке (субстрат, суперстрат, адстрат). 1. Картографирование ди­
алектных явлений, показывающее распределение их по территории,
занятой носителями данного языка. Полученные карты наглядно
показывают пути расселения носителей языка, соотношение арха­
ичных и новых лексем и словоформ, центр и периферию распрост­
ранения новообразований. Для картографирования разработана се­
рия приемов сбора диалектного материала, его изображения на кар­
тах и правила чтения и интерпретации карт.

2. Сопоставление систем разных языков, независимо от их род­ства и наличия или отсутствия территориальных контактов.

Все методы сравнительно — исторического и типологического изучения языков направлены на выяснение родственных и нерод­ственных отношений между языками, наличия или отсутствия тер­риториальных или культурных контактов между ними, общечело­веческих и национальных особенностей языковых систем. Все эти методы служат изучению проблем исторического развития языков в связи с их связями с историей общества.

Структурные методы изучения языка.

Данные методы создавались в XX веке для изучения системы языка, находящейся в сознании человека, для познания ее элемен­тов и структуры.



1. Методы выделения фонемы как элемента системы фонем и
выявления типов оппозиций между фонемами для построения сис­
темы фонем.

2. Дистрибутивный анализ той или иной единицы языка в ее
окружении, в ее сочетаемости с соседними единицами. По своим
окружениям единицы могут быть распределены на классы для оп­
ределения их места в системе языка.

3. Анализ по непосредственно составляющим (НС) путем пос­
ледующего разбиения предложения на пары составляющих; пред­
назначается для анализа и синтеза языковых текстов.

4. Трансформационный анализ, с прмощью которого выясняют­
ся классы синтаксических конструкций, выражающих одну и ту же
пропозицию или денотативную ситуацию (сестра читает книгу —
книга читается сестрой — чтение книги сестрой).

5. Компонентный анализ семем, разлагающий их на семы.
Разработка структурных методов анализа языка продолжается.
Математические методы изучения языка.

Указанные методы получили развитие в середине XX века и были стимулированы перспективами машинного перевода (МП) с помо­щью ЭВМ, которые тогда стали входить в широкое употребление.

В процессе обработки текстов для их ввода в хмашину были получе­ны разнообразные количественные оценки отдельных сторон языка, которые оказались важными и полезными не только для практическо­го использования при составлении математических моделей языка, но и для лингвистической теории. Среди математических методов наибо­лее информативными для лингвистики оказались методы математи­ческой статистики, теории информации и математической логики.

1. Статистическими методами пользуются при изучении распрост­
ранения языковых средств по функциональным стилям, при определе­
нии индивидуальных стилистических особенностей писателя и т. п.

2. Методы теории информации используются для улучшения пе­
редачи информации по техническим системам связи. Выяснено, что
наибольшей избыточностью обладает деловой стиль. Самую низ­
кую избыточность и соответственно самую высокую неопределен­
ность (энтропию) имеет устная неподготовленная речь.


3. В русле математической логики разработан символический язык, которым изображаются высказывания и логические отноше­ния между ними, понятия, классы понятий и логические отноше­ния между ними, например, вхождение в класс (ворона — птица), пересечение классов (думать — мыслить), тождество и различие классов, отношения соединения (конъюнкция), выбора (дизъюнк­ция), условно — следственные отношения (импликация) и др.

Математические методы в основном пригодны для изучения количе­ственных характеристик языка. Указанными тремя группами методов арсенал математического изучения языка не исчерпывается, но другие методы служат главным образом для машинной обработки языка.

Функциональные методы.

Данные методы позволяют выяснить особенности функциони­рования языковых элементов и факторы, влияющие на их употреб­ление. Применение поля, построенного по принципу продуктивно­сти, позволяет выявить нарождающиеся и отмирающие явления, оп­ределить динамику процессов, протекающих в языке.

Каждая группа методов применяется в своей области и решает свои задачи. Более того, разные методы дополняют друг друга при изучении разных сторон языковой деятельности. Так, структурные методы позволили глубже понять закономерности исторических из­менений языковых систем. Типологические сопоставления раскры­ли национальную специфику языков. Математические методы выя­вили многие особенности устройства и функционирования языков.

Таким образом, в каждой науке используемые ею методы изуче­ния своего предмета определяются, во-первых, его спецификой, во-вторых, сложившимся у ученых — исследователей представлением о его сущности, происхождении, жизни и развитии; в-третьих, об­щим уровнем состояния знаний, т. е. развитием как данной науки, так и других наук, смежных с ней и несмежных, а также объемом вовлекаемого в исследование фактического материала; в-четвертых, целями и задачами, которые ставят перед собой исследователи.

Каждому из основных лингвистических методов посвящаем от­дельную главу, в рамках которой рассмотрим историю возникнове­ния метода, отдельные его приемы, сферы применения.


Лекция № 20

Описательный метод