Право граждан на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводчества и огородничества.


В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хо­зяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что на­следодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследни­ков лиц, желающих продолжать ведение хозяйства, не имеется, имущест­во крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками.

 

При этом принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения им входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установ­ленных Гражданским кодексом. Раздел земельного участка, принадлежа­щего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с уче­том минимального размера земельного участка, установленного для уча­стков соответствующего целевого назначения (ст. 1182 ГК РФ).

 

Занятие граждан садоводством, животноводст­вом и огородничеством в нашей стране тради­ционно осуществляется в основном в коллек­тивных формах: прежде это были в основном садоводческие товарищества и дачные коопера­тивы, сейчас законодательством предусмотрены несколько форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерче­ских объединений граждан в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедине­ниях граждан» от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ.

 

Это могут быть садоводческие, огороднические или дачные: некоммер­ческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имуще­ство общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно явля­ется совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и яв­ляющегося собственностью самого товарищества); в потребительском коо­перативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности тако­го кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица. Отличаются и обязательственные отношения членов указанных неком­мерческих объединений по отношению к объединению. Члены садоводче­ских, огороднических или дачных некоммерческих товариществ и неком­мерческих партнерств не отвечают по их обязательствам, товарищества и партнерства не отвечают по обязательствам своих членов. Члены садо­водческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесе­ния дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответствен­ность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части Дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

 

Упоминавшийся выше Федеральный закон о садоводческих, огородни­ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан достаточно под­робно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям.

 

Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанав­ливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земель­ных участков.

 

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для веде­ния садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на орга­нах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заяв­лений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садо­вого, огородного или дачного участка, только если он уже получал бес­платно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчужде­нию (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом пра­ве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

 

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соот­ветствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) со­ответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта раз­мещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объеди­нения. После государственной регистрации этого объединения земельный уча­сток ему предоставляется бесплатно первоначально в срочное пользование, а после утверждения проекта организации и застройки территории объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огородническо­го или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные уча­стки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату зе­мельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участ­ков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дач­ного некоммерческого объединения. Причем при создании садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения члену такого объ­единения предоставляется один земельный участок.

 

Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огород­ническому или дачному некоммерческому объединению как юридическо­му лицу в собственность либо на ином вещном праве.

 

Общее собрание членов огороднического некоммерческого объедине­ния вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

 

В соответствии со ст. 15 рассматриваемого Федерального закона на территории муниципального образования в соответствии с законодатель­ством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садо­вые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, террито­рии с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо цен­ные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития город­ских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

 

Во всех садоводческих, огороднических, дачных объединениях имеются земли общего пользования, принадлежащие непосредственно объединению, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также индиви­дуальным садоводам и огородникам. Граждане, ведущие садоводство, ого­родничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на террито­рии садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объеди­нения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в пись­менной форме в порядке, определенном общим собранием членов садовод­ческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 

Статьей 28 Закона о рассматриваемых объединениях закреплены важные нормы об особенностях приватизации садовых, огородных и дачных земель­ных участков. Установлено, что садоводам, огородникам, дачникам и их не­коммерческим объединениям, получившим земельные участки из государст­венных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого вла­дения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных уча­стков, за исключением установленных федеральными законами случаев за­прета на передачу земельных участков в частную собственность. Общее соб­рание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно принять решение о приоб­ретении прав на землю общего пользования (в качестве собственности такого объединения как юридического лица либо общей совместной собственности членов такого объединения) и создать комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков. Члены объединения подают заявления о приватизации земельных участков, в кото­рых указывают размеры участка и на каком праве они хотели бы его пере­оформить (например, собственность одного гражданина, общая совместная собственность супругов или общая долевая собственность).

 

После проведения инвентаризации земель объединения и решения спор­ных вопросов о границах земельных участков общее собрание членов садо­водческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (со­брание уполномоченных, правление) принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами. Решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или Дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи со­ответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объедине­нию свидетельств, удостоверяющих их права на землю.

 

Граждане вправе приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки и в индивидуальном порядке. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

 

Согласно ст. 29 Закона о садовых, огороднических и дачных неком­мерческих объединениях граждан при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается. Не допуска­ются также сделки с этими участками, если они приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиениче­ских, противопожарных и иных установленных требований (норм, пра­вил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использова­ния. Отчуждение, залог, сдача в аренду садового, огородного или дачного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществля­ются при согласии всех участников общей собственности. Земельные участки общего пользования садоводческого, огороднического или дачно­го некоммерческого объединения разделу не подлежат.

 

Наибольший по величине массив сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации. Это бывшие колхозы и сов­хозы, реорганизованные в ходе аграрной реформы в новые организаци­онно-правовые формы. Перечень таких форм для коммерческих организаций установлен Гражданским кодексом РФ: это открытые и за­крытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственно­стью, товарищества полные и коммандитные, производственные коопе­ративы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

В период проведения аграрной реформы, который фактически занял все 90-е годы, земли сельскохозяйственным коммерческим организациям государством в собственность не выделялись. Преобразуемые из колхозов и совхозов новые формы таких организаций использовали занимаемые ими и прежде земли, если они реорганизовывались целиком, а если распадались на несколько мелких товариществ или кооперативов, то на основе проведе­ния внутрихозяйственного аукциона земли бывшего хозяйства делились в соответствии с количеством земельных долей, имеющихся у работников, создающих новые хозяйства (так называемая «нижегородская модель» ре­формирования). В результате в настоящее время коммерческие сельскохо­зяйственные организации имеют в собственности те земли, которые были внесены в виде земельных долей в их уставный (паевой) фонд или были выкуплены, остальные земли арендуются, а в некоторых хозяйствах до сих пор используются без оформления какого-либо договора с собственниками.

Из всех форм сельскохозяйственных коммерческих организаций спе­циальный закон имеется в настоящее время только о сельскохозяйствен­ных кооперативах (Федеральный закон от декабря 1995 г. «О сельскохо­зяйственной кооперации»), остальные формирования действуют на ос­новании Гражданского кодекса, законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

 

К коммерческим организациям относятся только производственные кооперативы — добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

 

В Законе о сельскохозяйственной кооперации указано, что если про­изводственный сельскохозяйственный кооператив создается в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, ее член (участник) вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае вы­хода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъек­тов Российской Федерации.

 

В сельскохозяйственных кооперативах учет паевых взносов ведется в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса ли­цом, вступившим в кооператив, земельных участков, земельных и иму­щественных долей и иного имущества либо имущественных прав денеж­ная оценка паевых взносов производится правлением кооператива и ут­верждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива может утвердить методику денежной оценки переда­ваемого имущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организовать работу по денежной оценке указанного имущест­ва. Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов коопера­тива выносятся только спорные вопросы по оценке земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества. По решению об­щего собрания членов кооператива денежная оценка паевых взносов мо­жет быть подвергнута независимой экспертной проверке.

 

Сельскохозяйственный производственный кооператив может быть создан и в форме колхоза. Его особенностью является то, что члены колхоза объединяют в паевой фонд только имущество, но не земельные участки, которые остаются в их собственности.

 

Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предос­тавляться не только аграрным организациям, которые специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции и большую часть дохо­дов получают от ее реализации, но и коммерческие организации про­мышленного и любого иного профиля, имеющие, к примеру, подсобные сельские хозяйства или на иной основе производящие какую-либо про­дукцию растениеводства или животноводства.

 

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельскохозяйственного назначения, наиболее многочисленными являются упо­минавшиеся выше садоводческие и огороднические некоммерческие объ­единения граждан.

 

Другую большую группу составляют сельскохозяйственные потреби­тельские кооперативы. В соответствии с Законом 1995 г. «О сельскохо­зяйственной кооперации» эти организации создаются для обслуживания сельскохозяйственного производства: выполнения для фермеров, аграр­ных производственных кооперативов и предприятий, являющихся члена­ми такого потребительского кооператива, ремонтных, агрохимических, мелиоративных и иных работ, помощи в правовых вопросах, внедрении научных достижений, организации сбыта производимой продукции и т. д.

 

Религиозные организации выращивают сельскохозяйственную продукцию в основном в монастырях для собственных нужд, для чего им и Предоставляются земельные участки.

 

Научно-исследовательская деятельность в сельском хозяйстве невоз­можна без опытной базы, поэтому научно-исследовательские институты и опытные станции имеют опытные поля, на которых и происходят рабо­ты по выведению и апробации новых сортов сельскохозяйственных расте­ний. Отработка передовых технологий производства сельскохозяйственной продукции, испытание сортов и видов растений в реальных производст­венных условиях производится в опытных хозяйствах, подведомственных тем или иным научным учреждениям. Обучение в сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях также ведется «на земле», все они имеют опытные делянки и поля; существуют специальные совхозы-техни­кумы, где сельскохозяйственное производство совмещается с обучением. Для сельских школ также выделяются специальные участки, где учащиеся проходят трудовое обучение. В Земельном кодексе научно-исследователь­ские и образовательные учреждения ввиду важности выполняемых ими за­дач специально выделены среди юридических лиц, использующих сельско­хозяйственные земли, но по условиям предоставления и использования земли они не отличаются от иных финансируемых собственниками учреж­дений как некоммерческих организаций.

 

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессиро­ванных народов» в отношении казачества» граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавли­вать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в не­сении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и ста­ничные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Казачьи общества являются юридическими лица­ми. Станичным и иным казачьим обществам безвозмездно отводятся зе­мельные наделы для коллективного землепользования на основе традицион­ных для казачества форм общинного владения землей либо общей собст­венности участников общества на землю. Размер земельного надела, предоставляемого хуторскому и станичному обществу, определяется исходя из количества его участников в соответствии с установленным порядком, а также взятых ими на себя обязательств по несению государственной служ­бы и необходимости создания запаса земель, обеспечивающего коллектив­ное землепользование при расширении состава общества, выделения зе­мельных участков гражданам, пожелавшим выйти из казачьего общества.

 

Для предоставления земельных участков казачьим обществам органа­ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений ка­зачьих обществ формируется целевой земельный фонд. Положение о по­рядке формирования целевого земельного фонда для предоставления зе­мель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачь­их обществ в Российской Федерации, и режиме его использования утверждено Постановлением Правительства РФ от в июня 1996 г. № 667. Согласно этому положению целевой земельный фонд может создаваться за счет: а) земель запаса; б) земель фонда перераспределения; в) земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом не должны нарушаться права граждан, не являющихся члена­ми казачьих обществ, на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

 

Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предос­тавляются по предложениям территориального войскового казачьего об­щества:

а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:

для размещения поселений в приграничных районах Российской Фе­дерации;

для коллективного сельскохозяйственного использования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и по­ставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего обще­ства и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;

б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строи­тельства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органа­ми местного самоуправления.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются земля­ми казачьего войскового резерва, и дальнейшее их использование долж­но осуществляться в соответствии с установленным режимом использова­ния земель по согласованию с соответствующим территориальным вой­сковым казачьим обществом.

 

Указом Президента Российской Федерации «о неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочислен­ных народов Севера» предписано передавать бесплатно оленьи пастби­ща, охотничьи, рыболовные и другие угодья для комплексного использо­вания (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и дру­гих) родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов Севе­ра, связанным с традиционными отраслями и промыслами, в пожизнен­ное наследуемое владение либо в аренду, а сельскохозяйственным орга­низациям — в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

 

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных на­родов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. зафиксировал право лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной дея­тельности малочисленных народов землями различных категорий, необхо­димыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. При этом к коренным малочисленным народам согласно этому Закону относятся народы, проживающие на терри­ториях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традици­онные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими об­щинами. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г., изменения в него внесены 28 марта 2001 г. Порядок образования этими народами общин установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г.

 

Правовой режим территорий традиционного природопользования ко­ренных малочисленных народов регулируется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

 

Границы земель традиционного природопользования малочисленных народов и порядок предоставления указанным народам для этих целей земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливают орга­ны государственной власти Российской Федерации. Органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земель традиционного природопользования мало­численных народов.

 

В соответствии со ст. 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обще­ствам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреж­дениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочислен­ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйст­венного назначения. Поскольку в статье идет речь только об условиях предоставления сельскохозяйственных земель в собственность перечислен­ным юридическим лицам, то можно сделать вывод, что в пользование и аренду участки сельскохозяйственных земель предоставляются им в об­щем порядке, установленном Земельным кодексом (ст. 20, 22 и 24). При этом земельные участки в бессрочное (постоянное) пользование со­гласно ст. 20 ЗК РФ предоставляются только таким сельскохозяйственным организациям, как федеральные казенные предприятия и государственные и муниципальные учреждения. Организации других правовых форм обяза­ны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земель­ным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собст­венность до 1 января 2004 г. (ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).