Юридические порядок установления ставок земельного налога и использования средств, образующихся за счет этого.


Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хо­зяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

 

Плательщиками земельного налога являются все физические и юридические лица, которым предоставлена земля в собственность или пользование (включая аренду) на территории России.

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные зе­мельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование. К ним относятся:

— сельскохозяйственные угодья, предоставленные для сельскохозяйст­венного производства;

— земельные участки, предоставленные гражданам для ведения лич­ного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, животноводства и огородничества;

— земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства;

— служебные земельные наделы;

— земельные участки, предоставленные для жилищного, дачного, га­ражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей;

— земли промышленности, связи, транспорта, радиовещания, теле­видения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

— земли лесного фонда, занятые лесами эксплуатационного назна­чения, предоставленных для заготовки древесины;

— земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной дея­тельности;

— земли лесного и водного фондов, предоставленные для рекреационных целей.

В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок независимо от того, Чем он занят, если иное не установлено в законе. Например, участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, может быть занят: постройками, многолетними плодовыми насаждениями, посевами и т. п. Частично он может быть вовсе не вовлеченным в хозяйственный оборот. Несмотря на это, земельный налог взимается по одной ставке за всю площадь участка.

Если земельный участок предоставлен для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких граждан или юридиче­ских лиц, то налог начисляется всем собственникам пропорционально их долям на строение.

 

Объектами налогообложения являются также и земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), которые, в свою очередь, дифференцируются ими по видам и подвидам угодий, исходя из их кадастровой оценки. При этом к показателям кадастровой оценки вводятся поправоч­ные коэффициенты на местоположение земель. Конкретная методика дифференцирования ставок земельного налога, а также минимальные раз­меры ставок за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

За участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота (как в пределах границ населенного пункта, так и вне их), земельный налог взимается со всей площади7 участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйствен­ного назначения данного административного района. Для этого устанав­ливаются средние ставки налога по району.

Законом РФ «О федеральном бюджете на 2002 год»1 установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.

Основанием для установления и взимания зе­мельного налога является документ о праве на землю.

Учет налогоплательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Контроль за правильностью учета налогоплательщиков, а также правильностью и своевременностью его начисления и уплаты осуществ­ляют органы государственной налоговой инспекции. Налог уплачивается в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября каждого года равными долями. При неуплате налога в указанные сроки начисляется пеня в раз­мере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Указанные сроки уплаты налога являются рекомендательными и мо­гут изменяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в зависимости от кон­кретных условий.

Налог за земли лесного фонда взимается одновременно с взиманием платы за древесину.

Суммы платежей за землю зачисляются на бюджетные счета соответ­ствующих органов местного самоуправления: сельских, поселковых, рай­онных - в зависимости от подведомственности облагаемых земель. Часть Указанных средств централизуется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Средства, образуемые в бюджетах за счет взимания платы за землю, имеют строго целевое назначение.

В соответствии со ст. 24 Закона «О плате за землю» указанные сред­ства используются исключительно на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель;

финансирование мероприятий по охране земель, повышению их пло­дородия и освоению новых земель;

на компенсацию собственных затрат землепользователя или собственника земли по охране земель и повышению их плодородия, а также освоению новых земель, включая погашение ссуд под указанные меро­приятия и процентов за их использование;

инженерное и социальное обустройство территорий.

Эта цена земли является одним из способов участия государства в регулировании рыночных земельных отношений.