Позднегреческая тирания
Антигон и Арат торжествовали победу. За поражением последовала реакция. Ликургова конституция была отменена. Эфорат и герусия восстановлены, законы об уничтожении долгов отменены, передел земли приостановлен, эмигранты получили право возвращения на родину, царская власть уничтожалась. Спарте .было приказано войти в состав Македоно-Ахейского союза, возглавляемого македонским царём. Внешне реакция торжествовала полную победу, но она не разрешала кардинальных вопросов, волновавших спартанское общество. Имущественное неравенство всё более росло, и как его следствие увеличивалось число деклассированных элементов. Значение же средних прослоек уменьшалось, по мере того как обедневшие свободные сливались вместе с рабами и вольноотпущенниками в одну массу «опустившихся» и недовольных. Спартанское общество раскололось на две неравные и взаимно враждебные стороны: богатых и бедных.
Классовая борьба в Спарте в результате своеобразия и примитивности спартанского строя была чрезвычайно остра, выливаясь в форму заговоров, покушений, восстаний и т. д. Дело дошло до того, что однажды заговорщики во время праздника захватили арсенал, перерезали «стариков» и на короткое время восстановили царскую власть. Вождями всех недовольных существующим строем, как свободных граждан-спартиатов, так и полусвободных неодамодов и совершенно бесправных илотов, были тираны. Наиболее значительным и известным из всех спартанских тиранов эллинистической эпохи был Набис (207—192 гг.). В известной мере Набиса можно рассматривать как преемника и продолжателя царей-реформаторов Агиса и Клеомена.
Помимо наёмников, Набис опирался на поддержку и сочувствие всех деклассированных элементов, свободных и рабов. «Набис,—говорит Полибий,—изгонял граждан, освобождал рабов и женил их на жёнах и дочерях их господ... В своём царстве он предоставлял священное убежище всякому, изгнанному из родной земли за совершенное нечестие или подлость... Таким путём ему удалось собрать в Спарте великое множество преступного элемента». Притекавшие в Спарту массы людей зачислялись в особую, шестую филу «новых граждан».
Между своими сторонниками Набис распределял конфискованные земли и богатства, набирал наёмников и администраторов, не делая различия между свободными и рабами. Таким образом, политика Набиса подрывала основы рабовладельческого общества и содействовала слиянию всех разрядов непосредственных производителей в одну категорию держателей государственной земли, зависимых от царя или тирана. Это уже был шаг от рабовладения в сторону феодализации общества.
В течение пятнадцати лет Набис стоял во главе Спарты и пользовался исключительной симпатией в среде низших классов как освободитель рабов и «опустившихся» свободных.
Большая часть правления Набиса прошла в борьбе с Ахейским союзом, с македонским царём, а в конце с римлянами. Вначале римляне дружили с Набисом и даже поддерживали его, используя его как орудие в борьбе с остальной Грецией и Македонией, потом отвернулись и заключили союз с его главным врагом— Ахейским союзом. В 195 г. войско Набиса было разбито и власть Набиса была ограничена Спартой; через три года (в 192 г.) он потерпел поражение в борьбе с ахейцами и был предательски убит в Спарте во время военного смотра. После этого Спарта вошла в Ахейский союз.
В высшей степени интересной по сложности взаимоотношений внутренних и внешних событий представляется в эллинистическую эпоху история городов Великой Греции. После ослабления Сицилийской державы при преемниках Дионисия она вновь возродилась при тиране Агафокле, в конце IV в.
История Агафокла, из простого горшечника сделавшегося «царём Запада», типична для эллинизма и для позднегреческой тирании. Вместе с тем на примере Агафокла можно изучить в деталях процесс установления тирании.
Агафокл родился в Сицилии, в городе Термах. Происходя из небогатой семьи, в молодости он занимался изготовлением горшков, откуда произошло и его прозвище «Горшечник». Переселившись в Сиракузы, Агафокл сдружился с влиятельным и богатым гражданином Дамасом. Во время войны с Акрагантом Дамас был назначен командиром сицилийских наёмников и взял к себе в качестве помощника Агафокла. Уже в первых походах Агафокл зарекомендовал себя прекрасным командиром, выносливым и сообразительным, пользовавшимся расположением как солдат, так и офицеров. После смерти Дамаса Агафокл женился на его вдове и сделался одним из первых богачей Сиракуз.
Из опасения тиранических наклонностей Агафокла сиракузский совет шестисот, во главе которого стоял олигарх Сосистрат, отказал Агафоклу в награде и тем самым сблизил его с демократами. Раздражённый Агафокл вынужден был уйти в изгнание за «свой ум и стремление к тирании» и искать поддержки у своих наёмников. К навербованному им наёмническому отряду, состоявшему из греков, италиков, галлов и т. д., присоединилась масса сельской и городской бедноты, «вследствие своей бедности или из нерасположения ненавидевшей олигархов».
С этим отрядом Агафокл рано утром ворвался в город и потребовал к себе двух важнейших представителей совета шестисот под предлогом совместного обсуждения важнейших государственных вопросов. После того как названные представители совета явились на приглашение, Агафокл стал обвинять их перед войском и собравшимся народом в пренебрежении общегосударственными и народными интересами и в стремлении низвергнуть демократию. Речь Агафокла попала на благоприятную почву. Солдаты и беднота, лишённые земли и обременённые долгами, возбуждённые речью Агафокла, бросились громить дома и избивать олигархов. «Сиракузский погром» Агафокла продолжался два дня и принял внушительные размеры, стоившие жизни тысяче граждан.
После этого Агафокл созвал экстренное народное собрание, на котором объявил народу причины избиения. Целью избиения, говорил он, было желание очистить город от людей, стремившихся к диктатуре и покушавшихся на народные права. После этого он сорвал свой военный плащ и объявил о сложении с себя чрезвычайных полномочий.
Против этого восстали приверженцы Агафокла, наёмники, кричавшие, что в такой критический момент он должен не слагать с себя власть, а объявить себя неограниченным правителем. Агафокл уступил настоятельным требованиям своих приверженцев и принял на себя звание стратега с неограниченными полномочиями (стратег-автократор). Так совершился в 316 г. в Сиракузах государственный переворот и установилась тирания бывшего горшечника Агафокла.
Последующая 28-летняя история правления Агафокла представляет непрерывную войну с Карфагеном, сицилийскими и южно-италийскими городами. Гордый своими победами, Агафокл мечтал о создании мировой державы на Западе с центром в Сиракузах, подобной державе Александра Великого на Востоке. Сиракузы приАгафокле превратились в блестящий город мирового значения. .Однако держава Агафокла, социальную опору которой составляли наёмники-иноземцы, греки, самниты, этруски, кельты и лигуры, не отличалась внутренней крепостью и распалась вскоре после смерти её основателя (289 г.). В 212 г. Сиракузы были завоёваны Римом, а в 146 г. был разрушен римлянами Коринф, и греческие города окончательно потеряли свою самостоятельность.
26. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(по С. Г. Карпюку)
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ГРЕКОВ АРХАИЧЕСКОГО И КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДОВ
"Классический" означает "образцовый, совершенный", литература и искусство классической Греции со времен Возрождения стали рассматриваться в Европе как образец для подражания, причем часто недосягаемый. Путь к этому расцвету был удивительно недолог – всего четыре столетия отделяло Парфенон от примитивных построек "темных веков". Чтобы понять феномен литературы греков, нужно обратиться к самым разнообразным сторонам греческой цивилизации.
Невозможно понять греческую культуру без греческой мифологии и греческой религии. У греков не было специального слова для обозначения религии, поскольку религиозная деятельность не была отделена от человеческого опыта и повседневной жизни. Греки думали, что боги – везде и что они могут наблюдать любые человеческие дела и поступки:
"С хладной выси эфирной
Видят разумного боги,
Видят они нечестивца", -
так писал поэт Еврипид. Однако есть священные места (гиерон), где следует богов почитать. В таких местах обычно воздвигались храмы. Классический греческий храм строился в форме прямоугольника, окруженного колоннами (периптер). Основа древнегреческой религия – не этика, а ритуал. “Справедливость” и “несправедливость” могли существовать в отношениях между людьми, но не между людьми и богами. “Бессмертным” богам следовало приносить жертвы (сжигать на алтарях кусни мяса принесенных в жертву животных, злаки и т.п.), а боги за это должны обеспечивать покровительство людям. Господствовал классический античный принцип взаимоотношений человека и божества: do ut des (“я даю, чтобы ты дал”). Самым значительным жертвоприношением считалась гекатомба – одновременное принесение в жертву шести быков. Жречество было немногочисленным, и религиозные обряды исполняли все греки. Религия греков в значительной степени носила формальный, обрядовый характер, она не затрагивала душу человека, была достаточно рациональной, что, несомненно, сказалось на характере греческой цивилизации.
Верховным богом считался "отец богов и людей" Зевс. Предки греков, которые вторглись в Грецию с Балкан, принесли с собой почитание этого небесного бога, бога-громовержца. По представлениям греков Зевс обитал на небе либо (вместе с другими богами) на горе Олимп в Северной Греции, которая соприкасалась с небом. Величайшим храмом Зевса был храм Зевса в Олимпии (западный Пелопоннес), там же с 776 г. проводились Олимпийские игры.
Пантеон двенадцати олимпийских богов окончательно сложился в классический период: они были изображены на фризе афинского Парфенона в V в. до н. э. и были перечислены Евдоксом в IV в. до н. э. Некоторые из них не были исконно греческими и происходили из Ближнего Востока, Малой Азии или Фракии.
Спутницей и женой Зевса была Гера, по происхождению богиня матери-земли, особо почитавшаяся в Аргосе и Аркадии. Многочисленные мифы повествуют о том, что спутницами Зевса были различные богини (Деметра, Семела, Персефона, Европа) либо смертные женщины. Однако Гера была законной женой Зевса и покровительствовала браку и рождению детей; ее почитали все женщины.
Брат Зевса Посейдон был богом моря, а другой его брат – Аид – богом подземного царства (в олимпийский пантеон он не входил). Эмблемой Посейдона был трезубец; он также вызывал землетрясения и покровительствовал коневодству. Богиней плодородия была Деметра; возвращение ее дочери Персефоны (Коры) из подземного царства знаменовало наступление весны и возрождение природы. Деметре были посвящены Элевсинские мистерии (таинства) в Аттике.
Аполлон (Феб-Аполлон), в образе и культе которого заметно восточное влияние, был богом Солнца; он и покровительствовал искусствам и насылал эпидемии. Наиболее значительные храмы Аполлона были расположены в Дельфах и на острове Делос. Особенно славились Дельфы, где давали прорицания жрицы-пифии. Артемида, сестра Аполлона, повелительница животных и покровительница охоты, особенно почиталась в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света.
Арес, как и Артемида, не являлся греческим по происхождению богом; первоначально он был солнечным богом фракийцев (они обитали на территории современной Болгарии). У греков он стал жестоким божеством войны, который мало почитался. Ближневосточная богиня плодородия Афродитастала в Греции богиней любви. По преданию она родилась из пены морской; ее родиной считался остров Кипр.
Большой популярностью пользовался дружелюбный бог Гермес – покровитель путников и торговцев. Он сопровождал души умерших в подземное царство, охранял границы, был вестником богов. Скульптурные изображения Гермеса (гермы) часто ставились в общественных местах. Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, чьим символом была сова, была богиней мудрости и особо почиталась в Афинах. Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, был мужем Афродиты. Богиней домашнего очага была Гестия.
Дионис (Вакх), бог плодородия, вина, покровитель театра, был сыном Зевса и Семелы [см. здесь дополнительную информацию]. Хотя он и не входил в олимпийский пантеон, но пользовался большим влиянием в Греции. Его экстатическое почитание отличалось от почитания других богов [см. о вакханалиях здесь]. Почитались также менее значительные божества, как например Кастор и Полидевк (Диоскуры), помогавшие морякам во время бури, Музы – покровительницы искусств, символ плодородия Приап и др. Каждый греческий полис имел бога (или богиню), главного покровителя: так, в Афинах это была Афина, в Аргосе – Гера и т. п. Греки почитали также героев – детей богов от смертных женщин; самым знаменитым из них был Геракл.
Греческая космология изложена в мифах. Мы можем судить о мифах по произведениям древнегреческой литературы, которые часто опирались на устную традицию. Поэма Гесиода “Теогония” (“Происхождение богов”) и “Библиотека” Аполлодора – основные источники наших знаний в этой сфере. Согласно Гесиоду, сначала были Хаос, Земля и Надежда, а затем появились одноглазые киклопы, сторукие чудища и гиганты-титаны. Кронос, сын Неба и Земли, стоял во главе богов. Он пожирал своих детей, пока его жена Рея не спрятала одного из них, Зевса, в пещере на острове Крит. Зевс вырос и смог свергнуть своего отца и заставить его отрыгнуть проглоченных братьев и сестер; олимпийские боги в течение десяти лет боролись за власть с титанами и в конце концов смогли окончательно утвердить свое господство.
Важнейшим условием распространения культуры является письменность. С падением микенских дворцов слоговое письмо исчезло, и письменность вновь появляется на большей части Греции в VIII в. до н. э. Это было уже алфавитное письмо, в котором знак передавал звук. Саму идею алфавита и написание некоторых букв греки заимствовали у финикийцев, с которыми имели постоянные торговые контакты, но греческий алфавит был совершеннее: в него были включены гласные буквы. Алфавит распространился по всей Греции очень быстро, в течение нескольких десятилетий, и это свидетельствует о том, насколько велика была потребность в письменности. Письменность изначально в Греции не была привилегией жрецов, но использовалась для хозяйственных нужд, для записи законов и литературных произведений. Однако устное творчество еще долго преобладало: поэмы Гомера были записаны только в VI в. до н. э.
С появлением письменности в Греции стали развиваться различные жанры литературы, как поэтические, так и прозаические. В архаический период большое распространение получает лирическая поэзия: в отличие от эпоса она передавала человеческие чувства, индивидуальные стремления. Центром поэтического творчества был остров Лесбос; наибольшую известность приобрели поэт Алкей и поэтесса Сапфо. Первыми прозаиками были логографы, которые записывали мифы, занимательные история, сведения исторического и географического характера. До нас дошли фрагменты сочинений одного из логографов – Гекатея Милетского. В V в. до н. э. возникает история как наука. "Отцом истории" в древности называли Геродота из Галикарнасса, который в своем обширном труде описал историю греко-персидских войн. Первооткрывателем научного метода описания истории по праву считают афинянина Фукидида, сына Олора, который с поразительной объективностью описал события Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Фукидид использовал собственные наблюдения (он был одно время афинским стратегом), свидетельства очевидцев, надписи и другие источники, которые тщательно сопоставлял друг с другом. Его продолжателем, хотя и во многом уступавшим ему, был афинянин Ксенофонт.
Важнейшее значение в жизни греков имел театр. Основателем театра греки считали афинянина Феспида, который еще в VI в. до н. э. добавил к выступавшему на религиозных празднествах в честь бога Диониса хору актера (сначала одного, впоследствии их число увеличилось). Ставились трагедии на мифологические сюжеты; крупнейшими афинскими драматургами-трагиками V в. до н. э. были Эсхил, Софокл и Еврипид. "Древняя комедия" (V – первая половина IV в.)давала образцы политической сатиры: знаменитый комедиограф Аристофан комедиями "Мир" и "Лисистрата" призывал своих сограждан-афинян выступать против продолжения войны со Спартой, в комедии "Облака" был карикатурно выведен знаменитый философ Сократ и т. п. Вместимость греческих театров (они строились под открытым небом) были рассчитана обычно на все гражданское население полиса.
К сожалению, греческая живопись до нас не дошла, о ней мы можем судить только по копиям знаменитых картин на керамических сосудах. Больше мы знаем о скульптуре. Скульпторы V в. искали в образе человека мужество, героику, доблесть, стремились изваять не реального человека, а идеального гражданина полиса. Замечательны в этом отношении скульптурные группы Парфенона, выполненные под руководством Фидия. В римских копиях дошел до нас знаменитый "Дискобол" Мирона: движение юноши – метателя диска запечатлено в момент броска, и кажется, что через мгновение вся фигура атлета распрямится как пружина. Скульпторы этого времени могли уже изображать человека в движении, передавать складки развевающихся одежд.
Подобные достижения неудивительны, если учесть, какое внимание греки уделяли искусству. Даже в самый тяжелый для Афин период Пелопоннесской войны не прекращались строительные работы на акрополе, где рядом с Парфеноном был сооружен храм в честь аттического героя Эрехтея – Эрехтейон. Литература и искусство V в. имели гражданский характер, психологические проблемы им не были свойственны.