Составление интегральной карты


- Описывая гигантскую картину мира, что ты включаешь в свою картину, и что оставляешь за рамками? Как ты принимаешь это решение? Ты известен как систематик, который уместил на своей карте почти всё, но очевидно-таки не всё. Некоторые теории и научные труды ты отклоняешь. Как ты принимаешь такое решение?

- Вообще-то, я стараюсь никого не отклонять. Вот так мне хотелось бы поступать с этой картой. (И это первое, о чем стоит упомянуть). Я просто предлагаю людям карту. Каждый знает, что карта это не территория. Кому как не мне это знать. Я не соотношу карту с территорией. Я не воспринимаю карту настолько серьезно.

С другой стороны, если вы пытаетесь пересечь какую-то территорию, в этом вам поможет надёжная карта. Вам в первую очередь захочется сориентироваться на местности - это то, что необходимо сделать прежде всего, потому что вы не хотите заблудиться. Но при всем при том вам и фиговая карта не нужна. Многие люди всю жизнь живут с убеждением: «человеку достаются фиговые карты», тогда как их карта могла бы быть намного лучше, если бы они нанесли на нее больше фактов и информации.

Поэтому, когда вы займетесь нанесением объектов на карту (неважно, в какой форме), вы обязательно столкнетесь с необходимостью принять такое решение (и это нормально): «Если я хочу составить карту центра Манхэттена, что я размещу на ней? Насколько подробной она будет?» К примеру, основные здания – да, главные улицы – да. Но, как только переходишь к мелочам, становится очевидно, что многое на карту не войдет. Хорошие составители карт знают эффективный уровень абстракции. Иными словами, если вы пытаетесь составить всестороннюю карту, она не может быть настолько подробной, что при взгляде на нее вообще невозможно ничего понять. Я имею в виду, если вы разместили на карте слишком много всего, тогда использование такой карты поможет не более самой реальности. Потому что реальность в этом случае, скорее всего, будет не намного сложнее, чем сама карта, и вы с тем же успехом могли бы осматривать реальную территорию. Поэтому вам нужна достаточно простая карта, но она не должна быть настолько простой, чтобы вызывать трудности. Если сверяться с картой, на которой отсутствуют важные компоненты, по ней будет трудно ориентироваться. Как мне кажется, составление хороших карт – важная часть процесса обучения.

Я же пытаюсь создать своего рода карту человеческого потенциала, человеческих возможностей, всего того, чем люди могут стать, всего, что предлагается для них в плане личностного роста, развития, самореализации, возможностей, видов деятельности и так далее. За 30 лет работы я сделал следующее: рассмотрел огромное количество всевозможных карт: различные практики, философию разных культур и как бы сопоставил их все – Восток и Запад, Север и Юг, классику, модерн и постмодерн – и сказал: «Вот то громадное количество духовных смыслов, накопленное человечеством за последние 10 тысяч лет».

Так вот, можно ли выявить здесь какие-то инварианты? Если разложить всё это на столе, начнет вырисовываться какая-то общая карта. Я полагаю, что такая общая карта существует. Это та обобщённая карта, которую мы называем интегральной, т.е., всеобъемлющей. Именно эту интегральную карту или интегральный подход я описываю в своих книгах. Подобными исследованиями многие занимаются. Не один я над этим работаю. Но многим нравится интегральная карта, которую предложил я. Возможно, она включает наибольшее количество материала из наибольшего количества источников. Если вам хочется посмотреть на интегральную карту, вероятно, неплохо начать с этой. Но составление карты – процесс перманентный.

- Просто чтобы понять процесс… как ты составляешь эту карту, поясни: вот ты собрал на столе все эти различные карты из разных эпох и разных дисциплин, каким образом ты решаешь: «Я буду обращать внимание на это, вот это я положу в левую кучку, это – в правую, эти вот - положу под сукно или в мусорную корзину»? Как для тебя происходит этот процесс сортировки?

- Существует общее правило. Я как бы подытоживаю интегральный подход фразой «каждый прав». Внешне это может показаться банальным. Я имею в виду, эта фраза мало о чем говорит. Но я воспринимаю ее очень серьёзно. Я начал работу над своей теорией, когда мне было лет 20, – свою первую книгу я написал в 23 – как видите, умом я тронулся довольно рано. (Смеется) То есть, я был капитально свихнувшимся молодым человеком, и мне уже тогда нравилось всем этим заниматься. Все эти годы меня вела интуиция. Я всем обязан только ей. Я считаю, что разум человека не способен породить 100%-ное заблуждение. Это означает, что каждое отдельное положение, которое когда-либо было предложено, содержит в себе важную частичку пазла. Такие обстоятельства подталкивают нас к необходимости оглянуться назад и пересмотреть все основные науки, философские системы, религии и так далее. Что за важные части истины они содержат?

Понятно, что поначалу процесс может быть крайне субъективным: «это мне нравится, а это не нравится». Этак получится не карта реальности, а карта предпочтений Кена Уилбера. А нам этого как раз не нужно. Кошмар, одним словом.

Поэтому, что мы делаем: мы ищем паттерны. Повторяющиеся модели. Например, если посмотреть на мировые религии и найти 5, 6 или 7 вещей, с которыми согласны большинство традиционных религий, вот тут-то и начинается самое интересное. Возможно это как раз то, на что нужно обратить внимание. Но, в то же время, при разработке такого рода обзора или всесторонней карты или модели, нужно убедиться, что каждой из множества позиций принадлежит какое-то место на карте.

Несмотря на то, что приходится компилировать огромный объем информации, и всё стало очень сложным и запутанным и всё такое, тем не менее, в конечном счете, всё утрясается в какие-то очень простые прикладные значения. Типа местоимений 1го, 2го и 3го лица. «Я», «мы» и «оно» превратились в Добро, Истину и Прекрасное, которые представляют собой Искусство, Мораль и Науку. Вдруг начинаешь находить связи и соответствия посреди этого хаотического нагромождения. В этом и заключается труд хорошего «картографа». Но опять же, решить, что оставить, а что выбросить бывает крайне трудно… Потом, конечно, полегче становится... К тому же, карту можно делать разной по уровню сложности.

Моя модель в целом содержит 5 компонентов. Я называю их секторами, уровнями, линиями, состояниями и типами. Они представляют как бы краткую сводку всех этих различных духовных смыслов, возможностей, ресурсов, философских знаний, наследия мировых религий, разных научных подходов, общественных дисциплин, методов познания и тому подобного. Всё это раскладываем на столе, как мы с вами уже говорили, и приступаем к поиску закономерностей. Эти 5 элементов, очевидно, являются основополагающими: как видно, они прослеживаются во всем. Поэтому мы их вычленяем и говорим: «Эти сектора, уровни, линии, состояния и типы понадобятся нам для разработки нашего первого интегрального обзора».

Как мы скоро убедимся, они действительно утрясаются до элементарных прикладных значений, встречающихся в повседневной жизни людей. Поэтому даже такая очень сложная карта, в конечном счёте, находит применение в сфере юриспруденции, медицины, педагогики, йоги, психотерапии и творческой деятельности. Вот вам и интегральный подход! Эта обзорная карта может быть использована для того, чтобы сделать любую человеческую деятельность более полной, насыщенной, эффективной, интересной, поскольку она будет включена в более масштабную картину.