ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЛИНИЗМА


И ГОСУДАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ

ПТОЛЕМЕЕВСКИЙ ЕГИПЕТ

(по В. С. Сергееву и С. Г. Карпюку)

[см. карту «Эллинистические государства»]

 

Итак, на развалинах державы Александра Македонского возникли государства, которые со времени выхода в свет «Истории эллинизма» (1836 г.) Дройзена принято называть эллинистическими государствами.

В истории средиземноморских народов эллинистические государства представляют определённый этап общественного развития. Рабовладельческая основа сохранялась; но большое значение в сельском хозяйстве и ремесле приобретал труд полусвободных производителей типа римских колонов. В отношении политического строя эллинистические общества представляют соединение черт классического полиса с древневосточной монархией. Господствующим классом становится военно-землевладельческая аристократия, «родственники» и «друзья» царя, занимавшие высшие военные и гражданские посты в государстве. В большинстве эллинистическая аристократия была иноземным элементом, что придавало классовой борьбе этой эпохи своеобразный отпечаток национальной борьбы против иноземных угнетателей.

Управление в эллинистических царствах по сравнению с полисом построено на началах большего централизма. Политическими центрами были царские дворы, в которых решались все вопросы высокой политики и производились назначения на высшие государственные посты.

В отношении культуры эллинизм представляет синтез эллинской и восточных культур и религий, развитие двухполярных начал—индивидуализма и космополитизма. Критерием ценности человека признавались богатство, положение на государственной службе и образование, а не принадлежность к той или иной народности, происхождение, вероисповедание и т. д. Понятие эллинства значительно расширилось. Эллином называли всякого образованного человека, говорившего на греческом языке, культурном языке того времени. Собственно эллинистическими государствами называют восточные страны — Азию и Египет, противопоставляя их западным эллинским странам — Афинам, Спарте и др. До известной степени это разделение обосновано исторически, что, однако, совершенно не исключает наличия многих эллинистических черт также и в обществах западного Средиземноморья.

Именно культурный момент чаще всего и выдвигается при характеристике эллинизма в существующей буржуазной литературе. Достаточно нескольких примеров. Карл Нейман («Развитие и задачи античной истории»), например, определяет эллинизм как «соединение эллинского и восточного духа». Юлиус Кэрст, автор капитальной «Истории эллинизма», определяет эллинизм как «преобразование национального эллинства в чисто культурный элемент, называющий своей родиной весь мир». Близко к этому и определение эллинизма, даваемое самим Дройзгном. Сущность эллинзма, по Дройзену, заключается в «распространении греческого господства и образованности среди отживших культурных народов» Востока. Ростовцев эпоху эллинизма отожествлял прежде с эпохой европейско-американского капитализма XIX—XX вв. и т.д. В последнем же труде, посвященном социальной и экономической истории эллинизма, Ростовцев говорит, что понятие «эллинизм» предполагает сплетение ряда особенностей политической и культурной жизни в определённых хронологических и географических рамках. Эллинистический мир создан был, по Ростовцеву, завоеваниями Александра и существовал до тех пор, пока сохранили политическую независимость государства, на которые он был разделён, а греки играли руководящую роль во всех сферах жизни. Все эти и им подобные определения эллинизма не могут быть признаны правильными, постольку они имеют в виду лишь идеологические явления и игнорируют социально-экономическую базу.

Хронологически эллинизм тоже определяется различно. Большая часть исследователей за начало эллинизма принимает смерть Александра Великого (323 г.), другие начальной датой считают Херонейскую битву (338 г.) и, наконец, третьи—битву при Ипсе (301 г.). История эллинистических царств была прервана в своём развитии вторжением римлян, в течение II— I вв. подчинивших своему влиянию восточную половину Средиземного моря.

* * *

 

За небольшой исторический период – конец IV и начало III в. до н. э. – мир Восточного Средиземноморья разительно изменился. Только Селевк I построил около 60 городов. А основанная еще Александром Александрия Египетская стала крупнейшим городом не только Египта, но и всего эллинистического мира. Эллинская цивилизация распространилась на Восток. И хотя термин "эллинизм" придумал немецкий историк Дройзен в середине XIX в., для греков и македонцев того времени было очевидно, что они живут в изменившемся мире, в мире, где Греция и Восток сливаются воедино.

Происходят изменения и в политическом сознании. Для греков монархия была чем-то чуждым или древним, для македонцев царь был самым знатным из аристократов – не более того. Но уже Александр стал требовать, чтобы к нему обращались как к божеству, и его преемники, эллинистические монархи, переняли эту практику. На Востоке это воспринималось совершенно естественно: население Египта, Ближнего Востока, Месопотамии, Персии, Малой Азии веками подчинялось обожествленным абсолютным монархам. Птолемеи, к примеру, приняли титул фараонов – древних царей Египта – и именно так к ним и обращалось местное население.

Монархия передавалась по наследству – старшему сыну. Большую роль стал играть двор монарха, кровавые дворцовые интриги и заговоры стали вполне обыденным явлением. Значительная роль отводилась царице. Царь самолично устанавливал законы, публиковал указы, которые были воплощением его божественной воли, а не решением общего собрания граждан полиса, как раньше в Греции.

Но все-таки полис проявил свою жизнеспособность – не как независимое государство, а как гражданский коллектив. В эллинистических монархиях подданные делились на две категории – жители полисов и обитатели хоры (сельской местности). В полисах жили греки и македоняне, а также эллинизированное (т. е. приобщившееся к греческой культуре) местное население. Жителями хоры были египтяне, сирийцы, вавилоняне и другие местные народы. Граждане полисов пользовались некоторыми привилегиями, имели внутреннее самоуправление, часто освобождались от налогов. Крестьяне же были обложены массой налогов и повинностей и находились под полным контролем царской администрации.

Таким образом закладывались противоречия между греками и местным населением., Однако эллинистические монархи, опасаясь восстаний, стремились к тому, чтобы зажиточная часть местного населения эллинизировалась, стремились найти поддержку у этих слоев населения. Многие полисы, особенно в царстве Селевкидов, не были основаны монархами путем набора греков-переселенцев, а просто изменили свой статус: сирийцы и вавилоняне по происхождению становились эллинами "по закону". Характерная для греков гражданская община начала продвижение на восток.

Могущество эллинистических царей было основано не только и не столько на налоговой системе и бюрократическом аппарате, сколько на армии и флоте. Главной военной силой была хорошо вооруженная фаланга, защищенная щитами и ощетинившаяся копьями. Большую роль играла кавалерия, а ударной силой были слоны, особенно много их было у Селевкидов (значительное число слонов они получили по мирному договору с индийским правителем Чандрагуптой). На своей военной базе в Апамее на Оронте Селевкиды содержали до 500 слонов.

Большие средства поглощали флот. Строились огромные корабли (с 16 и даже 30 рядами весел), в морских сражениях участвовали сотни судов. Возросло значение осадных машин, необходимых для захвата крепостей: большинство из них было сделано по принципу катапульты. Усовершенствование вооружений отражало технический прогресс эллинистической эпохи.

Значительная часть сил и средств тратилась эллинистическими монархами на войны между собой за передел Восточного Средиземноморья. Однако на окраинах эллинистического мира греко-македонцев постепенно стали теснить местные племена и государственные образования. Сначала от государства Селевкидов отпали области Ирана и Средней Азии, а во II в. до н. э. Парфянское царство уже наносит грекам поражение за поражением и завоевывает Месопотамию – отныне граница античного мира проходила по реке Евфрат. С запада нарастает давление со стороны Римской республики. Еще во II в. до н э. Рим завоевывает Македонию и Грецию (важнейшим рубежом считается разрушение Коринфа в 146 г. до н. э.), а затем очередь доходит и до других эллинистических государств. Точка в этом процессе была поставлена Октавианом Августом, который завоевал Египет в 30 г. до н. э. Последняя царица из династии Птолемеев, Клеопатра, покончила жизнь самоубийством.