Анализ конкурентоспособности продукции.


Под конкурентоспособностью понимают характеристику продук­ции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы, товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответство­вать определенным параметрам:

• техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

• эстетическим (внешний вид товара);

• эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

• нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

• экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслужива­ние, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворе­ния данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 7.1.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

 

 

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уров­ня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (P100), принима­емого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение груп­пового показателя по техническим параметрам (GT) к групповому по­казателю по экономическим параметрам (GЭ

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фир­мой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспо­собность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, зани­маемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше — низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности про­дукции - совершенствование организации торговли, сервисного об­служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

6.Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все эко­номические показатели: снижается качество продукции; увеличива­ются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачи­ваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и пред­приятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвен­ные показатели.

Прямые показатели — это коэффициент ритмичности, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели ритмичности — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгруз­ку продукции и др.

Один из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности — определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

Причины аритмичности — трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обес­печения производства, а также планирования и контроля.

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной ра­боты