Законодательная власть


Монарх

На первое место в системе государственных органов в английской правовой доктрине принято ставить монарха, который является Главой государства и признается источником суверенной власти. (В американской правовой доктрине носителем суверенитета является "народ Соединенных Штатов" - см. Конституцию США). Поэтому по форме правления Великобритания представляет собой парламентарную монархию. Данная форма правления существует столько же, сколько и само государство, Т.е. с начала IX века, когда объединились семь королевств, ранее враждовавших между собой (за исключением времени правления диктатуры Кромвеля, когда Англия считалась республикой). Монарх в стране - символ единства нации.

В Великобритании королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери (эта система престолонаследия именуется кастильской). С 1952г. трон занимает ныне здравствующая королева Елизавета 11. Она - 42 монарх Великобритании и шестая по счету королева. Елизавета 11 принадлежит к династии Виндзоров.

Хотя считается, что монархия в Великобритании существует чисто символически, у монарха есть определенные полномочия и круг обязанностей. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, Т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Эти прерогативы можно разделить на личные и политические. Личными являются: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул); право на содержание; право иметь королевский двор. В начале 90-х годов королева Елизавета отказалась от оставленной ей отцом Георгом VI привилегии -освобождения от уплаты налогов.

Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время королева самостоятельно ими не пользуется. Есть даже термин "спящие прерогативы". Хотя, кто знает, как поведет себя другой монарх, не "разбудит" ли он свои спящие прерогативы, либо, после многочисленных скандалов в королевском семействе, Великобритания откажется от традиционной монархии, скомпрометировавшей себя нетрадиционным поведением членов королевской семьи. Политическими прерогативами монарха являются:

а) во взаимоотношениях с Парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всего тем, что он является составной частью этого органа, хотя, как ни странно, он не может появляться в Парламенте без особого приглашения. Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с Парламентом -это подписание принятых им законов.

б) во взаимоотношениях с .Правительством статус монарха характеризуется тем, что он назначает премьер-министра. Однако, на практике им становится лидер партии, победившей на выборах, о чем выше уже было сказано;

в) судебные полномочия монарха характеризуются тем, что. от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся уголовные дела;

г) монарх является главнокомандующим Вооруженными силами Великобритании. Он назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (воинское звание королевы - полковник), награждает знаками отличия.

Однако следует уточнить, что в соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия Премьер-министра.

 

 

Законодательная власть в Великобритании представлена двумя Палатами.

Нижняя Палата - Палата общин - это представительный орган, избираемый на 5 лет. Руководит Палатой спикер – председатель Палаты общин.

В верхней Палате - Палате лордов - председательствует лорд-канцлер. У спикера имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей Палаты. Спикер избирается Палатой на весь срок ее полномочий и представляет нижнюю Палату во взаимоотношениях с другими органами. Спикер не должен принадлежать к какой-либо партии.

В Палате общин важным структурным элементом служат парламентские комитеты, которые образовываются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского Парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные комитеты, в свою очередь, тоже делятся на 3 вида: комитет всей Палаты, неспециализированные комитеты специализированные комитеты.

Комитет всей Палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации. На заседаниях комитета всей Палаты председательствуют поочередно заместители спикера Палаты.

Специализированные комитеты осуществляют контроль за деятельностью основных министерств. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного. Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. После расследования, проведенного по тому или иному вопросу, комитет представляет Палате общий доклад. В целом решения парламентских комитетов носят рекомендательный характер. Среди временных комитетов - сессионные комитеты: по вопросам процедуры, привилегиям, петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов не имеет постоянных комитетов и лишь может по своему усмотрению преобразоваться в комитет всей Палаты, а также создавать временные специализированные комитеты для обсуждения конкретного законопроекта.

Обе Палаты совместно могут образовывать объединенные комитеты для рассмотрения дел, касающихся равным образом каждой из Палат.

Основной сферой деятельности английского Парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой Палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней Палатой, затем передаются в верхнюю. По инициативе Правительства рассматриваются 95% всех принимаемых законов.

Старейшей прерогативой Парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает Правительство - фактически главный автор и исполнитель бюджета. Судебные полномочия английского Парламента осуществляются Палатой лордов, которая является высшей судебной инстанцией в стране.