Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе.


 

VI век до н. э. был временем бурного развития экономики Афин, периодом важных и глубоких социальных сдвигов в афинском обществе. Больше всего сведений сохранилось о производстве керамики: афинская расписная керамика распространилась по всему Средиземноморью и Причерноморью, значительно потеснив коринфскую. Во второй половине VI в. до н. э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной расписной керамике в Афинах, что позволяло вазописцам лучше изображать человеческое тело.

Производство керамики было сосредоточено в небольших мастерских, где существовало разделение труда. Наиболее тяжелые и грязные работы выполнялись рабами-иноземцами, о чем говорят их имена Скиф, Лид ("лидиец") и т. п. Мастерская обычно принадлежала хозяину мастерской – гончару, который нанимал вазописцев – художников по росписи керамики. Гончар был, как правило гражданином или метеком, вазописцами были как метеки, так и рабы. Некоторые рабы смогли выкупиться на волю и, становясь вольноотпущенниками, переходили в сословие метеков. Выпускалась как массовая продукция, так и высокохудожестенные вазы по специальному заказу.

К концу VI века благосостояние афинских ремесленников и торговцев возросло, о чем свидетельствуют их посвящения на афинском акрополе: в надписях часто указывалось, что посвятитель жертвовал богине Афине десятую часть своих годовых доходов. О ярко выраженном стремлении к обогащению свидетельствуют и некоторые надписи на керамике: например, сцена продажи оливкового масла сопровождается надписью "Зевс-отец, вот бы мне разбогатеть!"

Отношение афинских ремесленников к труду, к своей профессии характеризует надпись на посвящении неизвестного ремесленника (около 500 г.): "Благородно приобретать премудрость в ремесле. Тот, кто владеет ремеслом, имеет и лучшие средства существования". Такая нацеленность афинских ремесленников (перекликавшаяся с законом Солона), несомненно, способствовала прогрессу ремесленного производства. С середины VI в. до н. э. в Афинах получает широкое распространение практика подписывания своих изделий гончарами и вазописцами, которые стремились "идентифицировать" их, поставить свою "торговую марку". Ремесленники-вазописцы стали изображать на вазах не только мифологические сцены, но и ремесленников, занятых различными видами труда и отдыхающих от него. Проявляется профессиональная гордость: на одной из ваз сохранилась занимательная надпись – "Расписал Евтимид, сын Поллия, как Евфроний никогда бы не смог", Значительное развитие претерпело также кузнечное ремесло, деревообработка.

Экономическое процветание не могло не сказаться на социальном самосознании. К концу VI в. до н. э. афинский демос уже не был аморфной массой, мало интересующейся политической борьбой. Этому содействовало как материальное благосостояние, так и сравнительно высокий культурный уровень, почти повсеместное распространение грамотности. По экономическому положению верхушка демоса сближалась с той частью аристократии, которая строила свое благосостояние на торговых операциях и в меньшей степени была связана с землевладением и эксплуатацией (до реформ Солона) зависимого сельского населения. И перипетии, и результат политической борьбы в Аттике в конце VI в. до н. э. невозможно объяснить без учета экономического роста и социальных перемен в афинском обществе.

В 528 г. до н. э. умер афинский тиран Писистрат. Ему наследовали сыновья – Гиппий, Гиппарх и Фессал, но реальная власть была в руках старшего, Гиппия. В начале правления наследники Писистрата чувствовали себя неуверенно – возможно, этим объясняется инспирированное ими убийство олимпионика (победителя на Олимпиаде) Кимона Коалема. Авторитет победителя Олимпиад в любом греческом полисе был очень высок. Существовал обычай, по которому при встрече олимпионика сограждане разбирали часть городской стены – город, в котором живет столь доблестный муж, не нуждается в стенах. Афинский аристократ Кимон Коалем из рода Кимонидов трижды подряд (в 536, 532 и 528 гг. до н. э.) был чемпионом Олимпиады в наиболее престижном виде – состязании колесниц-четверок. Авторитет олимпионика был очень опасен для тирана. И хотя одну из своих побед Кимон "передал" Писистрату, заслужив этим возвращение из изгнания, для наследников Писистрата все равно он был слишком опасен.

На основании сообщений Геродота, Фукидида, Аристотеля и других древних авторов ученые делали вывод, что Гиппий сразу после прихода к власти вступил в борьбу с аристократией. Но в 1936 г. американские археологи во время раскопок на афинской агоре (рыночной площади) обнаружили часть списка первых архонтов – высших должностных лиц Афин, по имени которых обозначался год, и выяснилось, что первыми архонтами в 20-е годы VI в. были не только тиран Гиппий и его сын Писистрат Младший, но и Мильтиад Младший, сын Кимона Коалема, и Клисфен Алкмеонид, в будущем – инициатор демократических преобразований. Дело в том, что внешнеполитическое положение Писистратидов стало ухудшаться, и им было необходимо хотя бы на время примириться с аристократической оппозицией. Спартанцы изгнали наксосского тирана Лигдамида, союзника Писистратидов; другой тиран, Поликрат Самосский, был убит персами. Персы также угрожали афинским владениям в Троаде, на северо-западе Малой Азии. Но больше всего Гиппий опасался спартанцев, которые были враждебны любой тирании. Для защиты от них было начато строительство крепости в Мунихии (в районе Пирея), куда в случае опасности могла эвакуироваться семья и сторонники тиранов.

Писистратиды продолжали культурную политику отца. При их дворе жил замечательный поэт Анакреонт, регулярно проводились Панафинейские игры, на агоре был воздвигнут алтарь 12 олимпийских богов.

В 514 г. Гармодий и Аристогитон из рода Гефиреев составили заговор с целью убийства тиранов. Заговор удался лишь частично: был убит Гиппарх, а старший из братьев, Гиппий, жестоко расправился с заговорщиками. Часть аристократов-противников тиранов бежала из Афин и укрепилась в пограничной крепости Липсидрии, но в конце концов была вынуждена покинуть и ее. Только благодаря прямому военному вмешательству Спарты тирания была свергнута в 510 г. и Гиппий удалился в изгнание.

Сначала у власти оказались поддержанные Спартой аристократы во главе с Исагором. Но в 508 г. в результате восстания демоса Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту "демократическую революцию" Клисфен Алкмеонид. Алкмеониды выделялись из аттической знати источниками своего богатства (торговые операции, добыча полезных ископаемых), связями с демосом. Клисфен привлек на свою сторону демос обещанием реформ. И демос и "новая" аристократия были заинтересованы в таком административном делении Аттики, которое исключало бы возможность как сохранения зависимости сельского населения от влиятельных аристократов, так и – в результате этого – существования на локальной основе "традиционных" политических группировок аристократов.

Клисфеновские преобразования продолжались с 508 по 500 г. до н. э. и затронули разные стороны государственного устройства Афин. В результате клисфеновских реформ самой мелкой административной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема избирали демарха, в деме велись списки граждан и т. п.

Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) – одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики. Новый Совет пятисот формировался на основе новых фил (по 50 булевтов, членов Совета, от каждой) и имел право предварительного рассмотрения решений, выносившихся затем на народное собрание. Клисфену удалось "перемешать" граждан; этим он буквально выбивал почву из-под ног своих противников из числа знати и уничтожал саму возможность существования политических группировок на локально-родовой основе.

Считается, что при Клисфене был введен остракизм, который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х гг. V в. до н. э. Остракизм – это голосование черепками (острака) о том, необходимо ли изгнать из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. В результате клиофеновских реформ руководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов, координирующую роль при этом должен был играть архонт-полемарх.

Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее направление развития было заложено реформами Клисфена. К началу греко-персидких войн Афины стали по мощи вторым, после Спарты, государством Греции, и именно в Афинах наиболее ярко воплотились черты древнегреческой демократии, все ее достижения и вся ее ограниченность.

 

 

9. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ: ИОНИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ;

ПОХОД МАРДОНИЯ; ПОХОД ДАТИСА И АРТАФЕРНА

(С. Г. Карпюк)

 

[см. карту]

 

В истории каждого народа есть периоды, которые можно назвать переломными. Как правило, именно в такие периоды возникают ситуации "развилки", возможности развития исторического процесса по тому либо по иному пути. Именно тогда возрастает роль субъективного фактора в истории, и деяния политиков и полководцев более, чем обычно, влияют на развитие событий. Греко-персидские войны были именно таким периодом в истории древней Греции, ими завершается архаический и начинается классический период истории древней Греции – эпоха наивысшего ее расцвета.

Не случайно греко-персидские (или, как их называли греки, "мидийские") войны стоят у истоков истории как науки: "отец истории" Геродот поставил себе целью описать их. Вот что он писал во вступлении к своему труду: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом".

Греко-персидские войны продолжались полвека, с 499 по 449 г. до н. э., и представляли собой серию сухопутных походов и морских экспедиций, иногда с перерывами в годы, но современники и потомки воспринимали их в единстве. Традиционно началом греко-персидских войн считается восстание ионийских греков против персидского владычества в 499 г.

Греческие полисы Малой Азии уже с VII в. до н. э. столкнулись с угрозой, исходящей с востока. В середине VII в. Магнесия на Меандре была разрушена кочевниками-киммерийцами. По-разному складывались отношения греков с Лидийским царством: враждебные вначале, затем они стали более тесными. Последнему лидийскому царю Крезу (560-546 гг.), впрочем, вполне эллинизованному, легко удалось подчинить Эфес и другие ионийские города.

Иония к тому времени была наиболее просвещенной частью греческого мира; ионийская философия природы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) стоит у истоков философии как науки, в сочинениях "логографов" (Гекатея Милетского и др.) прослеживаются начала истории, географии и других наук. Милет был не только метрополией многих греческих колоний Причерноморья, но и культурным и интеллектуальным центром.

После разгрома Лидии персами в 546 г. греки Малой Азии были вынуждены подчиниться новому завоевателю, но владычество Персидской империи было для них тяжелее. Жители Фокеи предпочли переселение на запад Средиземноморья персидскому господству. Персы ставили во главе полисов своих ставленников – тиранов, что также вызывало недовольство. И когда один из таких тиранов, Аристагор Милетский, решил восстать против персов, к нему присоединились многие ионийские города. Из полисов Балканской Греции поддержку восставшим оказали Афины (20 кораблей) и Эретрия на Эвбее (5 кораблей); Спарта отказалась воевать с персами в Азии.

Первоначально восставшим сопутствовал определенный успех: они даже смогли захватить и сжечь Сарды, резиденцию персидского сатрапа, хотя цитадель города осталась в руках персов. Но силы огромной Персидской державы и горстки греческих полисов были слишком неравными. Персы смогли мобилизовать сухопутные силы, привлечь большой финикийский флот и в решающей морской битве при острове Ладе в 494 г. греческий флот был разгромлен. В том же году был захвачен Милет, уцелевшие жители которого были обращены в рабство.

Падение Милета произвело огромное впечатление в Греции, особенно в Афинах, которые считали Милет родственным городом. В 493/2 г. в архонтство Фемистокла, будущего героя персидских войн, была поставлена на афинской сцене трагедия драматурга Фриниха "Падение Милета". После этого драматург был присужден к штрафу в 1000 драхм формально за то, что постановка трагедии расстроила граждан Афин. Действительной причиной могла быть борьба про- и антиперсидской группировок в Афинах.

Впрочем, в Персии уже созрело решение начать войну против полисов Балканской Греции. "Царь царей" Дарий считал, что вся Азия (включая малоазийские греческие города) принадлежит ему по праву завоевания, и за помощь своим соплеменникам Афины, Эретрия и другие полисы Балканской Греции должны понести суровое наказание.

Столкновение Персидской империи и греческих полисов было неизбежным. И дело здесь не в экономических причинах, не в "борьбе за рынки сбыта", как думали историки начала ХХ в. Персидской империи, как и любой империи древности, было присуще стремление к расширению, завоеванию новых территорий. Персидская империя и греческий полис представляли собой два пути развития – путь восточной деспотии и путь гражданской общины, и поэтому греко-персидские войны имели всемирно-историческое значение.

В 492 г. Дарий поручил своему племяннику и зятю Мардонию организовать поход во Фракию, Македонию и Грецию. Мардоний надеялся завоевать Элладу и затем управлять ей в качестве сатрапа Ахеменидов. Однако эти планы не удались. поскольку флот был уничтожен страшной морской бурей, разыгравшейся у Афона, а сухопутное войско без поддержки с моря вынуждено было вернуться назад после нескольких стычек с македонцами. После этой неудачи Мардоний был отстранен от командования и Дарий поручил продолжение военных действий другим лицам (идеи и планы Мардония вновь будут востребованы позднее, при Ксерксе, преемнике Дария).

Маршрут следующего похода персов лежал, по совету изгнанного афинского тирана Гиппия, через острова Эгейского архипелага. Были построены специальные транспортные суда для перевозки лошадей. Во главе похода Дарий поставил Датиса, одного из лучших своих полководцев, а также Артаферна, своего племянника. После взятия Эретрии персы высадились неподалеку от Марафона на востоке Аттики, в месте, удобном для действия конницы – ударной силы персов. Афинское войско при поддержке платейцев, жителей небольшого города в Беотии, выступило навстречу врагу. Спартанская помощь задерживалась, и афинянам пришлось действовать практически в одиночку. Реальное руководство афинскими силами осуществлял талантливый стратег Мильтиад Младший из аристократического рода Кимонидов. Мильтиад был до этого правителем Херсонеса Фракийского на Геллеспонте, но его изгнали оттуда персы. Мильтиад хорошо знал противника и поэтому мог избрать оптимальную тактику.

Когда греки узнали о том, что персы погрузили на суда конницу с целью произвести внезапный рейд на Афины, было решено не медлить. Мильтиад усилил фланги и повел афинян в атаку, причем последний отрезок пути греки бежали в тяжелом вооружении (что свидетельствует об их отличной физической подготовке) с целью уменьшить потери от действий персидских лучников. План Мильтиада блестяще удался: персы обратились в бегство, оставив на поле боя около 6 тыс. человек, афиняне потеряли 192 гоплита. Конечно, персы вообще и даже экспедиционный корпус не были полностью разгромлены: они попытались, обогнув Аттику, высадиться в Афинах, и только спешное возвращение афинского войска заставило их убраться восвояси.

Военное, да и моральное значение Марафонской победы (490 г. до н. э.) было огромным. Один греческий полис, Афины, смог успешно противостоять экспедиционному корпусу "великого царя"; персы имели численное превосходство (20 тыс. против 12 тыс. афинян и платейцев) и, несмотря на это, были разгромлены. Марафон был не просто победой греков над персами, он продемонстрировал жизнеспособность молодой еще афинской демократии. Не стоит забывать, что персов сопровождал свергнутый афинянами тиран Гиппий, который рассчитывал вернуться к власти. Эффективной оказалась и система коллективного руководства афинским войском: десять избранных стратегов во главе с координатором – архонтом-полемархом. В момент битвы руководство осуществлял наиболее опытный стратег – Мильтиад Младший, что в значительной степени и предопределило исход сражения.

См. схему сражения при Марафононе (490 г. до н. э.)

Рост самосознания афинского демоса парадоксальным образом сказался на судьбе его аристократических лидеров. Марафонский победитель Мильтиад после неудачной экспедиции на Парос был присужден к штрафу и умер от ран в 489 г. С 487 г. стал активно применяться введенный Клисфеном остракизм: изгнанию подверглись как родственники и сторонники тиранов, так и другие аристократы. Политическую группировку, выступавшую за превращение Афин в морское государство с сильным флотом, возглавил Фемистокл, противником его был выражавший чаяния аттических крестьян Аристид. Археология свидетельствует о зачатках политической пропаганды в этот период: в колодце на агоре было обнаружено 190 черепков с именем Фемистокла, написанных лишь 14 различными почерками. Однако в 80-е годы V в. политика Фемистокла взяла верх: Аристид был изгнан. Немаловажную роль сыграла персидская опасность: после смерти Дария в 486 г. взошедший на престол Ксеркс начал исподволь готовиться к новому походу на Грецию.

10. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ: ПОХОД КСЕРКСА;

КАМПАНИЯ 479 г. ДО Н. Э.

(С. Г. Карпюк)

В 483 г. в Лаврии на юге Аттики было обнаружено новое богатое серебром месторождение. Обычно доход от эксплуатации делился между гражданами, но Фемистоклу удалось убедить народное собрание использовать эти деньги на постройку 200 триер – быстроходных военных кораблей. Прекрасный политик, Фемистокл использовал для убеждения сограждан не угрозу со стороны далекой Персии, а вражду с соседней Эгиной, что было гораздо нагляднее (остров Эгина хорошо виден с афинского акрополя). Богатые граждане были назначены триерархами(командирами кораблей) и должны были участвовать в их оснащении собственными средствами. В результате Афины стали крупнейшей морской державой Греции: их флот впятеро превышал коринфский. Можно напомнить, что самый большой флот послал против персов в 494 г. Хиос – 100 кораблей. Это с неизбежностью должно было повлечь в будущем изменения и в социальной сфере: беднейшая часть граждан, которая не могла приобретать гоплитское вооружение, приобретала теперь больший политический вес, и не случайно Фемистокла позднее упрекали в том, что он вывел на политическую арену Афин "корабельную чернь".

В 481 г. на общегреческом съезде в Коринфе было принято решение о совместной борьбе против персов. Однако только треть греческих полисов заняла активную антиперсидскую позицию (впрочем, среди них – Спарта вместе с Пелопоннесским союзом и Афины), остальные были дружественны персам либо предпочли соблюдать нейтралитет. В обход Афона персы прорыли канал, чтобы обезопасить свой флот от бури. Вначале греки рассчитывали оборонять северные проходы в Фессалию, но из-за проперсидской позиции фессалийской знати от этого плана пришлось отказаться.

План битвы при Фермопилах (480 г. до н. э.)

Передним рубежом обороны были избраны Фермопилы – узкий проход между горами и морем, соединявший Северную и Среднюю Грецию (теперь из-за понижения уровня моря он стал гораздо шире). Немногочисленный (несколько тысяч) отряд греков под руководством спартанского царя Леонида успешно оборонял Фермопилы от двухсоттысячного войска Ксеркса, пока предатель не провел персов горными проходами в тыл грекам. Леонид и триста спартанцев пали в бою, но задержали персов. Это позволило эвакуировать Аттику (большинство мирных жителей было перевезено в Трезену на Пелопоннесе), а греческим силам укрепить Истм – главный рубеж обороны. Греческий флот также отступил к острову Саламин у берегов Аттики.

 

 

Саламинская битва (480 г. до н. э.)

 

Здесь в сентябре 480 г. до н. э. произошло решающее морское сражение. В узком проливе, и отделяющем Саламин от Аттики, афиняне, составлявшие основную часть греческого флота, ориентировались гораздо лучше, чем персы. Но не это было главной причиной победы греков, а то, что они сражались за родную землю, за свободу, за свой путь развития. Царь Ксеркс, приказавший поставить свой трон на берегу Аттики, имел возможность наблюдать разгром персидского флота. Фемистокл сумел внушить Ксерксу опасения за собственную безопасность, и царь из-за угрозы (возможно, не очень реальной) разрушения греческим флотом понтонной переправы через Геллеспонт спешно покинул Грецию, оставив там отборный 70-тысячный корпус Мардония, который отошел на зимовку в дружественную персам Беотию.

Жители Афин смогли вернуться к своим пепелищам (Ксеркс разграбил и сжег Афины), но ненадолго: весной 479 г. боевые действия возобновились и персы вновь вторглись в Аттику. Греческое войско стояло на Истме, но постепенно в Спарте возобладало мнение о необходимости решительного сражения с неприятелем; спартанский полководец Павсаний, главнокомандующий объединенных греческих сил, выступил в Беотию. После длительного маневрирования под городком Платеи в том же году произошла битва, которая решила судьбу всей кампании. Тяжеловооруженные греческие гоплиты выдержали натиск разноплеменного войска персов, а затем, после того, как Мардоний был убит, обратили их в бегство. Не привыкшие к роскоши греки с удивлением рассматривали богатые шатры персидских военачальников, захваченные ими. Грекам было непонятно, ради чего персы пытались завоевать сравнительно бедную Грецию. Одновременно греческий флот разгромил персов у мыса Микале в Малой Азии, после чего не только исчезла опасность повторного вторжения персов в Балканскую Грецию, но и началось постепенное освобождение греческих городов Малой Азии от персидского ига.

После 479 г. военные действия были перенесены в Азию и персидские войска в Европе больше уже не появлялись. И хотя военные действия продолжались с перерывами еще три десятилетия, основной вопрос "мидийских", т. е. греко-персидских войн, был решен в 479 г.: Греция отстояла свой путь развития, специфику своей цивилизации. Каллиев мир 449 г. до н. э., закрепивший господство греков в Эгейском море и гарантировавший свободу греческим полисам Малой Азии, лишь подтвердил это. Замечательно также то, что именно в 480 г. западные, сицилийские греки разгромили карфагенян в сражении при Гимере, защитив западные рубежи греческого мира.

Греко-персидские войны служат как бы гранью двух эпох в истории древней Греции: архаической и классической. Архаика была периодом интенсивного и плодотворного взаимодействия Греции и Востока, и многими своими достижениями Греция была обязана именно восточному влиянию. После победы в греко-персидских войнах греки уже свысока смотрели на Восток. Они осознали себя единой нацией, противопоставив себя "варварам", т. е. всем людям негреческой культуры. Все это и послужило основой для расцвета классической греческой культуры, классической греческой цивилизации в V–IV вв. до н. э.

11. ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ СПАРТЫ

В ПЕРИОД ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ

[см. карту]

 

[Термин «Пятидесятилетие», по-гречески «Пентеконтаэтия», был введен в научный оборот древнегреческим историком Фукидидом для обозначения того длительного промежутка времени, который отделял два крупнейших военно-политических конфликта, охвативших весь эллинский мир в начале и в самом конце V в. до н. э., – промежутка между изгнанием персов из Эллады во время Греко-персидских войн (479 г. до н. э.) и началом Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.). Период Пятидесятилетия имел свою логику и был наполнен важными событиями как во внутренней истории основных греческих полисов (прежде всего, Спарты и Афин), так и в их межгосударственных отношениях. Дальнейшее изложение вопроса ведется по учебнику С. Я. Лурье)].