Табличка линейного письма А

 

Хронология минойской культуры (а вслед за ней и хронология всей эпохи Эгейских цивилизаций) с самого начала строилась ее исследователями на основе хронологии Египта и Месопотамии. Благодаря этой корреляции истории Крита с египетской историей ученые выбрали 1580 г. до н. э. в качестве последней даты для Среднего Минойского периодом (СМ): дело в том, что приблизительно в это время в Египте закончился период господства гиксосов, а к власти пришли фараоны знаменитой XVIII династии (основатель династии ­– Яхмес I). Критская керамика, которая относится к СМ периоду, встречается в одних слоях с предметами египетского происхождения, которые датируются временем гиксосов. Критская керамика, которая пришла на смену СМ изделиям, уже никак археологически не связана с эпохой гиксосов. Следовательно, СМ период археологи заканчивают 1580 годом до н. э.

Поздний Минойский период : 1580 – 1180 гг. до н. э. Он делится на три этапа:

* ПМ I этап : 1580 – 1450гг. до н. э. Это, безусловно, кульминация Минойской цивилизации, время ее наивысшего расцвета и могущества. Дворцовая система процветает, Крит господствует на территории Эгеиды (т. н. критская талассократия – морская империя). Апогей критского изобразительного искусства (т.н. критский натурализм, в частности, «морской стиль» вазовой живописи).

* ПМ II этап : 1450 – 1400 гг. до н. э. Ок. 1450 (или даже раньше – ок. 1470) дворцы вновь разрушены (причина разрушения не вполне понятна, возможно, это было связано с извержением вулкана на острове Фера, современое название: о. Санторин). Но связь между взрывом на Фере и разрушением дворцов не была прямой, т. к. извержение вулкана на Фере состоялось ок. 1500). После этой катастрофы был отстроен только дворец в Кноссе, но и он без прежнего размаха. В культуре Крита появляются принципиально новые элементы, из которых следует отметить два основных:

1) появляется новая система письма – т.н. линейное письмо Б (использовалось для записей на греческом языке);

2) в изобразительном искусстве (прежде всего, в вазовой живописи) на смену блестящему критскому натурализму приходит «дворцовый стиль», который характеризуется тенденцией к схематизму, к формализации рисунка, к симметрии. Считается, что эти новые художественные тенденции пришли из материковой Греции, как и греческий язык в текстах линейного письма Б.

* ПМ III этап : 1400 – 1180 гг. до н. э. Ок. 1400 дворец в Кноссе был разрушен. Обстоятельства этого разрушения неизвестны. Крит в это время совершенно утрачивает свое былое величие и значение, дворцы более не восстанавливаются, а весь остров превращается в захудалую провинцию материковой греческой цивилизации, расцвет которой приходится как раз на этот период.

 

* * *

 

Действительной причиной запустения критских дворцов было нашествие греков-ахейцев, вторгавшихся на Крит с середины XV в. Кносский дворец был разрушен, и никогда больше не восстанавливался. Крит превратился в окраину греческого мира. Однако значение критской ("минойской" – так ее назвали по имени легендарного царя Миноса) цивилизации для Греции было велико. Критяне установили торговые связи с Египтом, с Восточным Средиземноморьем, впервые в Эгейском бассейне создали крупный морской флот. Даже в Египте "страна Кефтиу" (т. е. Критское царство) считалось могущественной державой. Но с середины II тысячелетия до н. э. политическим и экономическим лидером Эгейского бассейна становится Балканская Греция.

Крупнейшим центром становятся Микены – город в Арголиде, на севере Пелопоннеса, и поэтому созданную ахейцами цивилизацию называют микенской. Менее значительные центры микенской цивилизации существовали в XV – XII вв. до н. э. в Тиринфе и Пилосе (Пелопоннес), Афинах, Фивах и Орхомене (Средняя Греция) и в некоторых других местах.

 

  План крепости и дворца в Тиринфе 2 - казематы 3 - большие пропилеи 4 - малые пропилеи 6 - двор перед мегароном 7 - мегарон

 

Сохранившиеся толосы (купольные гробницы) и "шахтовые гробницы" микенских царей свидетельствуют об их могуществе и богатстве [см. здесь т.н. «золотую маску Агамемнона»]. Микенское искусство, несомненно, испытало влияние критского, но в целом самостоятельно. Очень часто встречаются сцены войны или охоты, что свидетельствует о воинственности микенской знати [см. фото «Львиных ворот» в Микенах, инкрустированные клинки, львиную маску]. Греки позднейшего времени называли стены микенского времени, воздвигнутые из огромных каменных квадров, циклопическими; по их мнению, только мифические одноглазые великаны-циклопы (киклопы) могли построить такие сооружения. Облик микенских владык донесли до нас погребальные золотые маски из шахтных гробниц.

 

  Тиринф. Циклопические стены.Так называемые казематы. XIV–XIII вв. до н. э.  

 

Ахейские греки переняли у критян слоговое письмо и, приспособив его к своему языку, создали "линейное письмо Б", знаки которого обозначали слоги. Письмо это было расшифровано в середине нашего столетия английским ученым Майклом Вентрисом, и стало возможным прочитать таблички "пилосского архива". Как и на Крите, в Микенах и других центрах микенской Греции письменность использовалась исключительно для хозяйственных нужд: для фиксирования повинностей, перечисления запасов и т. п. Во главе государства стоял царь – "ванакт". При дворцах существовал значительный штат чиновников и рабов, но основную массу населения составляли крестьяне-общинники, которые должны были выплачивать натуральные подати и нести трудовую повинность.

 

Основная таблица слоговых знаков линейного письма Б по первой публикации М. Вентриса и Дж. Чэдуика (1953 г.)

 

Микенская цивилизация просуществовала до XII в. Ко времени около 1220 г. до н. э. относится поход на Трою, предпринятый ахейцами во главе с микенским царем Агамемноном. Этот поход частично был описан много веков спустя в поэме "Илиада", которая приписывалась слепому аэду («певцу») Гомеру. В Европе долгое время не верили в реальность Троянской войны, и только археологические раскопки, предпринятые замечательным немецким любителем древностей Генрихом Шлиманом в XIX в., подтвердили существование Трои, которая была крупным городом и важным торговым пунктом недалеко от Дарданелл (Геллеспонта) [см. вид Трои, как она выглядела во время раскопок Шлимана, здесь]. Ахейцам после долгой (по преданию – десятилетней) осады удалось взять и разрушить Трою, но это было последнее совместное предприятие и последнее достижение ахейцев. В этот период в Восточном Средиземноморье – от Египта до Балкан – происходит переселение народов. Ахейские государства около 1200 г. до н. э. подверглись нашествию дорийцев. Некоторым центрам удалось ненадолго оправиться, но после 1150 г., когда произошло очередное вторжение, жизнь в них окончательно замирает.

[см. карту]

 

* * *

 

История Микенской цивилизации хронологически представляет собой один из поздних периодов Элладской эпохи. Элладская эпоха обычно делится на следующие периоды:

Ранний элладский период: 3000 – 2000 гг. до н. э. Первая половина этого периода – медно-каменный век, вторая половина – ранний бронзовый век. В конце данного периода фиксируются первые признаки археологической культуры, которые традиционно отождествляются с греческим этносом.

Средний элладский период : 2000 – 1580 гг. до н. э.Именно в течение этого периода произошло зарождение полноценной греческой цивилизации. В это время она достигла своих первых успехов. Поскольку создателями этой цивилизации были греки-ахейцы, ее часто называют Ахейской цивилизацией, а поскольку наиболее известным и изученным центром здесь являются Микены, то у нее есть еще и другое название: Микенская цивилизация.

Основными центрами Микенской цивилизации становятся т. н. дворцы – грандиозные сооружения, укрепленные циклопическими стенами резиденции местных правителей.

Хотя микенская археологическая культура обнаруживает совершенно очевидные следы влияния со стороны Крита, все же в ней заметны и свои собственные оригинальные черты, которые особенно усиливаются в следующий период.

Поздний элладский период : 1580 – 1180 гг. до н. э.Это кульминация Микенской цивилизации, пора ее наивысшего расцвета и политического могущества. Именно теперь Крит оказывается в орбите ахейского влияния и в конечном итоге превращается в глухую ахейскую провинцию. Этому способствовала Ферская катастрофа, которая лишь косвенно задела материковую Грецию, т.к. основной удар пошел на юг. Дворцовая экономика в ахейском мире процветает, для ее нужд создается линейное письмо Б. Микенские художественные вкусы распространяются по всему Средиземноморью. В конце этого периода греки-ахейцы предприняли совместный поход под Трою.

 

4. ВРЕМЯ КАТАСТРОФ И ДОРИЙСКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ;

"ТЕМНЫЕ ВЕКА" (ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ)