Понятие и виды субъектов административного права


Тема 4. Административно-правовой статус человека и гражданина

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды субъектов административного права.

2. Понятие, особенности и виды административно-правового статуса человека и гражданина.

3. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

4. Административно-правовые гарантии прав граждан.

5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Литература

Основная:

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. – М.: Зерцало-М, 2009. – 528 с.

Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 622 с.

Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. – М.: ИНФА-М, 2010. – 506с. +CD-R – (Высшее образование).

Дополнительная:

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 928 с.

Административное право. Учебник / Б.В, Россинский, Ю.Н. Старилов. – 4-е изд., пересм. и доп. – М.: Норма – Инфра – М, 2010. – 926 с.

Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2010 – 752 с.

Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2009.

 

 

Субъект административного права – обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут быть субъектами административных правоотношений, если соблюдаются следующие условия:

- действуют административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

- существует административная правоспособность и дееспособность субъекта;

- появляется основание возникновения или изменения правоотношения.

Административная правоспособность – способность субъекта иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.

Следовательно, субъект административно-правовых отношений – физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Субъект административного права – это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Напротив, должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению[19].

Учебная и научная литература по административному праву содержит различные виды классификаций субъектов административного права. При этом, некоторые специалисты отмечают отсутствие однозначного и системного подхода к данной проблематике[20]. При этом большинство авторов сходится в том, что применительно к отрасли административного права целесообразно субъекты административного права подразделять на индивидуальные и коллективные.

Под индивидуальным субъектом административного права следует понимать физическое лицо, обладающее административной правоспособностью и имеющее возможность вступать в административно-правовые отношения от своего имени с целью представления своих личных интересов или интересов других лиц в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

При этом среди индивидуальных субъектов принято выделять следующие группы:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства.

Коллективным субъектом административного права является иерархично обособленная и структурно организованная общность людей, созданная по инициативе её участников либо на основании решения властного органа, обладающая административной правосубъектностью и вступающая в административно-правовые отношения как единый субъект в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Коллективных субъектов административного права принято подразделять на:

1) органы исполнительной власти Российской Федерации;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) органы местного самоуправления;

4) государственные предприятия, учреждения и их объединения (корпорации, концерны);

5) негосударственные и смешанные коммерческие и некоммерческие организации;

6) общественные объединения.

Все названные группы субъектов можно разделить в зависимости от наличия государственно-властных полномочий на две группы:

- обладающие юридически-властными полномочиями (органы публичной власти);

- не обладающие юридически-властными полномочиями (коммерческие и некоммерческие организации).

Учитывая изложенное, следует обратить внимание, на то, что в системе субъектов административного права особое положение занимают органы публичной власти, которые являются обязательным субъектом административных правоотношений. Иные коллективные субъекты, наряду с индивидуальными, вступают в административно-правовые отношения с целью реализации своих прав, свобод и законных интересов. Именно посредством взаимодействия с органами государственного управления индивидуальные и коллективные субъекты административного права могут реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. Обращая внимание на то, что каждый субъект административного права обладает особым административно-правовым статусом, далее в курсе лекций будут отдельно рассмотрены административно-правовые статусы: индивидуальных субъектов, органов публичной власти, коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений. Вместе с тем необходимо отметить, что каждый из названных субъектов обладает общими чертами административной правосубъектности, которая является основой административно-правового статуса и включает в себя не только комплекс установленных законом прав и обязанностей в сфере государственного управления, но также механизм реализации возложенных полномочий и ответственность за их нарушение.